При этом он заметил, что зарплаты чиновников надо повысить, что, впрочем, не исключает строгого контроля за их доходами. Впрочем, когда ведомство Германа Грефа пойдет войной на коррупционеров, Паршин вчера не сообщил. Пока предложение минэкономразвития об обязательном декларировании имущественной и финансовой состоятельности родственников чиновников существует лишь в виде идеи. А она, как известно, не нова. Напомним, что примерно год назад подобную мысль уже высказывал глава Счетной палаты Сергей Степашин.
Между тем комиссия Госдумы уже разработала рамочный законопроект о противодействии коррупции, сообщил вчера Гришанков. По его словам, он уже проходит согласование в заинтересованных ведомствах. И затягивать это дело нельзя. В 2006 году Россия ратифицировала конвенцию ООН о противодействии коррупции и конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию. А это означает, что с февраля 2007 года Россия автоматически подпадает под режим международного контроля над тем, как реализуются эти документы. Так что рамочный законопроект надо принимать как можно быстрее, а потом уже вносить поправки в другие законы и нормы прямого действия. Так, например, планируются изменения Уголовного кодекса, которые расширят перечень коррупционных преступлений. А в Уголовно-процессуальном кодексе будет прописана "тема иммунитетов", то есть освобождения от уголовного преследования. Сейчас, как считает Гришанков, некоторые наши граждане зачастую неоправданно находятся "на особом положении". Правда, Гришанков не уточнил, кого могут лишить иммунитета, которым, кстати, обладают и депутаты Госдумы.
Однако, по словам Гришанкова, депутаты готовы поддержать внесенный накануне в Госдуму законопроект о доступе граждан к информации о деятельности государственных органов власти и органов местного самоуправления. Этот законопроект активно лоббировался минэкономразвития, продвигающим административную реформу. И если он будет принят, то чиновники, не раскрывающие информацию о своей деятельности, будут штрафоваться.
Но минэкономразвития предлагает смотреть на проблему коррупции шире. По мнению Паршина, следует законодательно ввести норму, предусматривающую антикоррупционную экспертизу всех законов, а также сокращать избыточное присутствие государства в экономике. Так, например, ведомство Грефа выступает за то, чтобы ограничить число высших должностных лиц в советах директоров компаний. Сейчас они присутствуют в руководстве практически всех компаний с государственным участием. И в конечном итоге это приводит к тому, что чиновники, пользуясь служебным положением, пробивают для компаний различные льготы и поблажки. Такую практику пора прекращать, настаивает Паршин. Чиновников он предлагает заменить профессиональными управленцами, работающими по доверенности. Хотят в минэкономразвития пресечь и утечку информации из ведомств, которая подогревает фондовый рынок. Для этого должен быть принят закон об инсайдерской информации, речь о котором идет уже давно. А ликвидировать так называемые "откаты", получаемые чиновниками при распределении госзакупок, должны четкие регламенты в этой сфере, предлагает Паршин.
Между тем 60 процентов предпринимателей уверены, что госзаказы распределяются чиновниками несправедливо. Коррупцию считают главным препятствием для развития бизнеса около 40 процентов малых и средних предприятий. Так называемые непроизводственные издержки предпринимателей, в том числе и на взятки чиновникам, выросли за 2006 год с 8,5 процента от выручки до 9,6 процента. При этом "лидерами" по "взяткоемкости" предприниматели называют правоохранительные органы. Такие данные привел вчера лидер "Опоры России" Сергей Борисов. По его словам, многие предприниматели хотят выйти из "тени", но часто им мешают чиновники, "которые кормятся от нелегального бизнеса".