В девяностых годах, еще при Ким Ир Сене, администрация США Билла Клинтона обещала Северной Корее решить ее непростые энергетические проблемы. Речь шла о строительстве двух ядерных реакторов на легкой воде, а до их ввода - о поставках мазута по пятьсот тысяч тонн каждый год. Был создан консорциум - Корейская организация по развитию энергетики. Конфсорциум определил затраты на проект в сумме 4,6 миллиарда долларов, из которых две трети взяла на себя Республика Корея, пятую часть - Япония и менее десяти процентов - Евросоюз. Затраты для ведущих экономик мира, как видим, были ничтожными. Зато Пхеньян обещал отказаться от ядерной программы, вернуться в Договор по нераспространению ядерного оружия и вновь сотрудничать с МАГАТЭ.
Но с приходом в Белый дом Джорджа Буша, в январе 2001 года, мирное урегулирование ядерной проблемы КНДР было прервано. Северную Корею объявили страной, которая принадлежит "оси зла". Пхеньян попал под пресс военно-политического давления, а поставки мазута были прекращены. При этом США потребовали от КНДР немедленно свернуть все ядерные программы, в том числе мирные. Далее, в конце 2002 года Вашингтон объявил, что Северная Корея секретно ведет работы над ядерным проектом.
В ответ КНДР уже в начале следующего года вышла из ДНЯО и получила тем самым право на вполне легальную разработку ядерного оружия. Летом 2003 года в Пекине начались длящиеся до сих пор шестисторонние переговоры. К сентябрю 2005 года прошло их четыре раунда. Пхеньян заявил, что готов вернуться в Договор о нераспространении ядерного оружия и принять инспекцию МАГАТЭ. Но экономические санкции против КНДР Вашингтон не отменил. И в конце 2005 года Северная Корея отказалась от ранее сделанного заявления и вышла из шестисторонних переговоров. А в этом году попыталась продемонстрировать свою военную мощь, взорвав ядерный заряд.
Между тем положение КНДР действительно тяжелое. И дело не только в известной специфике режима Ким Ир Сена - Ким Чен Ира. Ведь с конца Второй мировой войны и до 80-х годов политические системы Южной Кореи, Китая или Тайваня мало чем отличались от северокорейской по сути. Дело в чрезвычайно суровых и неблагоприятных для ведения хозяйства природных условиях Северной Кореи - страна покрыта горами, там холодные зимы, частые наводнения. По мнению специалистов, и в случае либерализации иностранные инвестиции в северокорейскую экономику вряд ли окажутся впечатляющими.
Но оснований для причисления КНДР к "оси зла" нет. Корейцы за последнюю тысячу лет ни на кого не нападали, а вот захватчикам умели оказывать жестокое сопротивление. Стоит лишь вспомнить войну 1950-1952 годов, с напалмом, ковровыми бомбардировками, разрушением практически всех населенных пунктов КНДР. Это так врезалось в память северокорейскому народу, что требование гарантий от США о ненападении выглядит вполне даже естественным. А противостояние КНДР - США на самом деле скрывает некоторые, я бы сказал, деликатные международные процессы, идущие на Корейском полуострове.
С конца 90-х годов противостояние Север-Юг на нем потеряло свою былую ожесточенность. О потеплении отношений говорят, например, опросы населения Южной Кореи. Возможности объединения обеих Корей обсуждаются очень активно. Понятно, что ни в Сеуле, ни в Пхеньяне не хотят объединения "обвального". Сеул опасается хаоса в случае крушения режима Ким Чен Ира. А северокорейское руководство, в свою очередь, хочет достойного места и в объединенном государстве. Эти проблемы Корейского полуострова беспокоят и ближайших соседей - Китай и Японию и бдительного союзника Японии - США.
У Китая есть основания для права на некий арбитраж по отношению к Корее, поскольку многие века она с небольшими перерывами находилась под его протекторатом. Но одно дело арбитраж над Северной Кореей, а другое - над мощным, благодаря потенциалу Южной Кореи, объединенным государством. И можно предполагать, что Китай в таком объединении вряд ли уж очень заинтересован.
В японских деловых и политических кругах о единой Корее вообще говорят как о кошмарном сне. Экономика Южной Кореи на фоне стагнации экономики Японии бурно развивается. В случае объединения Япония получит соседа с шестидесятимиллионным населением и мощным индустриальным и научно-техническим потенциалом.
Что касается Соединенных Штатов, то их отношение к объединению двух Корей двойственно. Южная Корея, конечно, стала бы лидером этого объединения, а эта республика - верный союзник США. С другой стороны, и Япония - союзник, а потому ее мнение в Вашингтоне также не могут не учитывать. И трудно прогнозировать - будет объединенная Корея столь же лояльна США, как нынешняя Республика Корея. Южнокорейское население относится к Америке не слишком дружелюбно.
Россия сегодня имеет равно хорошие отношения с обеими Кореями. И нам предстоит определиться в непростом вопросе их объединения.
И получается, что единая Корея без всяких условий пока что только корейскому народу и нужна. А остальные участники шестисторонних переговоров пребывают по этому поводу в раздумьях. И тем, кто против объединения, в общем выгодно сохранять на полуострове некий градус напряженности и поддерживать режим Ким Чен Ира.
Правда, вот ядерное оружие в руках Пхеньяна не нравится никому.