Новости

24.01.2007 04:03
Рубрика: Власть

Толерантность для чайников

Как найти фирменный стиль для интернациональной дружбы

Комитет по печати и взаимодействию со СМИ и комитет по внешним связям Петербурга призвали горожан принять в нем участие. Победителей ждут денежные призы: за лучший логотип - 60 тысяч рублей, за лучший слоган - 35 тысяч, их работы будут использованы в производстве социальной рекламы в качестве фирменных стилей.

Приняв в прошлом году крупную городскую программу, в обиходе называемую "Толерантность" и посвященную гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии, укрепления толерантности на 2007-2010 годы, Смольный предусмотрел в ней раздел социальной рекламы. Однако поиск удачной визуализации такого сложного человеческого чувства, как межэтнические и межконфессиональные отношения, оказался сложнее, чем предполагали организаторы. В прошлом году Лига журналистов Петербурга придумала проект социальной рекламы "Толерантность для чайников". С ней случился грандиозный скандал. В один прекрасный день на нескольких городских билбордах появились плакаты, изображавшие прелестную девочку-брюнетку в розовом платье и с красным цветком в руке. Надпись в углу плаката была следующего содержания: "Мой папа торгует на рынке. Мы вышли во двор, чтобы поиграть, и меня убили, потому что я не похожа на них". Санкции на изготовление и размещение этих шокирующих плакатов не было, так как комитет по печати предложенный эскиз отверг. Но в результате скандала выяснилось, что одна из лучших городских рекламных фирм получила от администрации Петербурга грант в сфере СМИ в размере 500 тысяч рублей на реализацию этого проекта. Официально проект назывался "От понимания к терпимости" и был направлен на формирование установок толерантного сознания, позитивного восприятия этнического и конфессионального многообразия Петербурга. Профессионалы в области рекламы должны были разработать общую дизайн-концепцию проекта: логотип, слоган, цветовое оформление. И при этом постараться в своих работах сделать акцент на молодежной аудитории, для которой важно ненавязчивое, игровое изложение информации. Исполнители "переиграли" с чрезвычайно тонкой темой.

Руководству компании пришлось долго оправдываться перед заказчиками, ссылаясь на неких "злоумышленников", похитивших и реализовавших чужие разработки.

Общественность отреагировала мгновенно и агрессивно: радикалы распространили в Интернете тот же плакат, но в красном цветке распознали мак и сделали надпись другого содержания: девочка сообщала о том, как она продавала наркотики. По словам заместителя председателя комитета по печати Андрея Воробьева, в общество было вброшено мнение, что убитая таджикская девочка Султонова помогала отцу передавать наркотики. И до сих пор прокуратура и следствие эту версию публично не опровергли.

Скандал с первым плакатом приостановил выход второго. Как позже выяснилось, на втором эскизе застенчиво улыбался обнаженный по пояс, обритый наголо молодой человек, а надпись гласила: "Мне сказали, что они черные. Они не похожи на нас. Я убил его".

Вскоре петербуржцев всполошила новая реклама, буквально наводнившая город. В метро и на улице с плакатов глядели приветливые улыбающиеся китайцы: четырехлетняя Джоу Лин, восьмидесятилетняя Джин Шан, юноша Бин Хуа. Народ тут же стал подозревать губернатора, мол, решившего хитрым способом приучить их к мысли о неизбежности появления в Петербурге чайна-тауна. На постерах появились листовки: "Валентина Матвиенко дарит нам китайский квартал. Привыкайте!" Интернет наводнили анекдоты и песни о советско-китайской дружбе и цитаты из Конфуция. Позже выяснилось, что в городе появилась фирма, решившая продавать китайский чай, и это была их рекламная продукция, не имеющая ничего общего с пропагандой толерантности. Однако успокаивать взволнованное общество пришлось губернатору.

Как пояснил "РГ" один из идеологов программы "Толерантность", заместитель председателя комитета по внешним связям Сергей Марков, новый конкурс на логотип и слоган среди горожан хоть и не слишком дорогостоящий, но на него возлагаются большие надежды. "Петербургу нужен узнаваемый символ, способный пробудить в любом человеке дружелюбность, - убежден Сергей Марков. - Не поверите - уже откликнулось немало людей, в том числе из национальных диаспор Петербурга". Программа толерантности заинтересовала Британский совет, в комитет прислали письма коллеги из Сан-Франциско, где действует аналогичная программа, соседи-финны из города Турку. "Люди предлагают превратить петербургскую программу воспитания толерантности - по сути интернационализма XXI века - в международный проект", - рассказывает Сергей Марков.

Господин Марков не стал скрывать, что на быстрейшей разработке программы "Толерантность" настояла Валентина Матвиенко: "Конечно, нас подтолкнула сама жизнь, резкий всплеск национализма в Петербурге. А Валентина Ивановна, курировавшая аналогичный проект в ранге вице-премьера, нас здорово торопила. Надо сказать, она не ошиблась - по степени обсуждаемости в городе этот проект конкурирует только с обсуждением городского Устава времен Анатолия Собчака".

В том, что это чистая правда, я убедилась, рассказав о конкурсе известному петербургскому правозащитнику Леониду Романкову. Глаза у него загорелись и он тут же предложил свой слоган.

   ВОРОНЕЖ

В Воронеже, прославившемся трагическими новостями об убийстве иностранных студентов, плакаты и слоганы о толерантности не появились.

Но на многолюдном проспекте у гимназии имени И.С. Никитина благополучно растет и, возможно, нынешней весной даст свой первый цвет небольшой садик из катальпы, посаженный позапрошлой осенью учащимися школы, сотрудниками Черноземного представительства "Российской газеты" и студентами архитектурно-строительного университета. Того самого, где так и не окончил учебу перуанец Энрике Анхелес, трагически погибший от рук националистов 9 октября 2005 года.

Гимназия имени Никитина - и без того "заповедная территория политкорректности". По словам ее завуча Валентины Казарцевой, учащиеся школы ксенофобией не могут страдать по определению: здесь с начальных классов углубленно изучают французский язык и культуру. Школу называют "маленькой Францией на Московском проспекте", где рядом с русскими учатся ребята из Конго, Мали, Марокко. Так что в здешнем пришкольном садике весьма кстати пришлась живописная южная катальпа, несмотря на свою инородность, отлично чувствующая себя на воронежском черноземе. Несколько лет назад после того, как нападения скинхедов на иностранцев участились, африканские студенты несколькими группами отправились в детские сады - сажать вместе с ребятишками деревья и даже совместные трапезы - с национальными угощениями - устраивали. Чтобы малыши твердо усвоили, что человек с другим цветом кожи - не враг.

Власть Работа власти Регионы Филиалы РГ Северо-Запад СЗФО Санкт-Петербург Убийства студентов-иностранцев в Петербурге Петербургская жизнь
Добавьте RG.RU 
в избранные источники