"Что, навсегда закрылись?" - "Не знаем, это у вас в стране законы пишут". Большинство вьетнамских рынков в Москве действительно закрылись. Но товар вьетнамцы не распродали и не вывезли. Руководители рынков заняли выжидательную позицию: не верят, что с 1 апреля им придется окончательно свернуть свой бизнес в российской столице. Еще есть шанс, что власти либо на самом верху, либо на уровне московского правительства найдут разумный компромисс и разрешат остаться. На это же не только вьетнамские предприниматели. Несмотря на бурное строительство в столице и вокруг нее современных торговых центров, у дешевых базаров были тысячи постоянных клиентов, которые сейчас только руками разводят: ну где же теперь купишь дубленку за 2 тысячи рублей или теплый комбинезон ребенку за 500?
На продовольственных рынках ситуация тоже не лучше. После 15 января, когда вступило в силу новое миграционное законодательство, ограничивающее до 40 процентов присутствие иностранной рабочей силы на рынках, покупатели все чаще видят перед собой опустевшие торговые прилавки, а в супермаркетах - растущие как на дрожжах цены.
- Напротив нашего рынка есть магазин известной торговой сети. Зайдите, посмотрите, как там подскочили цены на овощи и фрукты, - советует один из руководителей Люблинского сельскохозяйственного рынка. - Там и так-то было недешево, а сейчас виноград - за кило по 100 с лишним рублей просят, а стоил 70, хурма стоит теперь тоже под сотню, хоть еще недавно была 49. А у нас на рынке овощи-фрукты всегда считались одними из самых дешевых в Москве. Дело в том, что компаниям, которые занимались их закупкой и продажей, рынок давал скидки на хранение и разгрузку продукции. Торговали ими, правда, действительно иностранцы. Отечественных фермеров, выращивающих и собственноручно продающих продукты, на рынке всего два - из Тамбова и Брянска. Тем не менее закон есть закон, и мы обязаны его выполнять. Сейчас доля иностранцев, торгующих на нашем рынке, не превышает 40 процентов. Убытки же лишь за последние два месяца превысили миллион рублей.
С уходом иностранцев, прогнозируют эксперты, так называемая внесезонная торговля овощами и фруктами может исчезнуть совсем. Наши отечественные товаропроизводители в состоянии обеспечивать покупателей плодоовощной продукцией с сентября по ноябрь. Но москвичи никогда не испытывали недостатка в витаминах - даже экзотических. Теперь даже на так называемой рыночной распродаже ананас дешевле чем за 70 рублей за килограмм не купишь. Но за такие деньги его всегда можно было купить и в любом магазине.
Глава столичного департамента потребительского рынка и услуг Владимир Малышков на первом заседании Московского штаба по миграционным вопросам охарактеризовал сложившуюся на столичных рынках ситуацию как непростую. "Есть целые сегменты рынка, которые обслуживаются китайцами, вьетнамцами, азербайджанцами, и если не принять соответствующих мер, после 1 апреля они могут быть парализованы - в частности, это касается торговли овощами, фруктами, сухофруктами. Неужели мы хотим оставить москвичей без мандаринов, кишмиша, урюка, бахчевых? Вы можете себе представить рынок без урюка? А ведь это не экзотика, а продукты, к которым мы давно привыкли, - в сердцах высказался Малышков. - Мы же рискуем остаться не только без бананов и ананасов, но и без яблок и груш. Не меньше волнуют и непродовольственные рынки, так как и этот сегмент должен быть сохранен без потери в ассортименте".
По словам Владимира Малышкова, многие продавцы боятся выходить на работу, опасаясь выдворения. "Торговые места опустели, пошли звонки с нареканиями от населения, которое как прежде не может купить нужные продукты". В Москве на рынках торгуют порядка 30 тысяч иностранцев. 24 тысячи из них имеют официальное разрешение на работу в сфере торговли. Очереди желающих заменить их нет.