Неприятности у директора начались в мае прошлого года, когда в Верещагинском районе стартовали проверки соблюдения закона об авторском праве и смежных правах. Прокурорам не составило труда выяснить, что ряд фирм и частных предпринимателей района действительно нарушают закон и используют на своих компьютерах нелицензионное программное обеспечение.
Кроме бизнесменов под надзор прокуратуры попали все 30 школ района. При этом самые серьезные нарушения были выявлены в Сепычевской школе. Здесь, в трехстах километрах от краевого центра, обучается 380 человек. Половина школьников - из 15 близлежащих деревень, и школа для них чуть ли не единственное место, где они могут познакомиться с компьютером. По словам директора школы Александра Поносова, информатика преподается в учебном учреждении с середины 1990-х годов.
Тогда были закуплены первые компьютеры, многие из которых к 2005 году - моменту переезда школы в новое здание - приказали долго жить.
В августе 2005 года в школе появились новые машины с новыми жесткими дисками. Однако продукция, установленная на 12 компьютерах, оказалась контрафактной. Поскольку ущерб обладателя авторских прав оказался особо крупных размеров - 266,7 тысячи рублей - в отношении директора школы 30 мая прошлого года было возбуждено уголовное дело по ст. 146 ч. 3 п. В УК РФ (незаконное использование объектов авторского права, совершенное в особо крупных размерах). Дошло до того, что в конце лета жесткие диски были изъяты как "вещдоки" и отправлены на экспертизу, которая и показала, что установленный Windows и другие программы являются пиратскими.
- С сентября в компьютерном классе проводились только теоретические уроки информатики. Практические занятия начались лишь в конце прошлой недели. Мы начали с того, что показали детям, как должны выглядеть лицензионные жесткие диски, - говорит Александр Поносов. - Я не знал о том, что программные продукты являются контрафактными. Кто устанавливал программное обеспечение на эти компьютеры, до сих пор не выяснено. Нам их просто привезли и поставили, не предъявив необходимых документов. Большинство моих коллег также не в курсе, какие продукты установлены на их компьютерах. Хочу также отметить, что частный случай обвинения меня как директора школы в нарушении авторских прав вскрыл значимые общероссийские проблемы. Сейчас то время, чтобы от исконно российского вопроса "Кто виноват?" переходить к не менее русскому "Что делать?"
Обвинительный либо оправдательный приговор директору Сепычевской школы вынесет суд, заседание которого намечено на 29 января. Несоблюдение законодательства грозит директору наказанием вплоть до 5 лет лишения свободы.
Точка зрения
Александр Троянов, ПРОКУРОР ВЕРЕЩАГИНСКОГО РАЙОНА ПЕРМСКОГО КРАЯ:
- В ходе следствия нам удалось найти фирму, поставлявшую в школу "железо", однако поставщика "софта" обнаружить так и не удалось. Никаких документов на программное обеспечение в школе нет, однако директор учебного заведения врет, когда говорит, что не был в курсе того, что на компьютерах установлены контрафактные программы. Более того, с момента начала проверок и вплоть до изъятия жестких дисков он разрешал использовать нелегальный софт. Замечу, что руководителю образовательного учреждения вменяется не установка, а именно использование программных продуктов без соответствующих значков, логотипов, авторского договора.
Николай Карпушин, МИНИСТР ОБРАЗОВАНИЯ ПЕРМСКОГО КРАЯ:
- Конечно, нас беспокоит эта ситуация, ведь директор школы использовал контрафактную продукцию не в коммерческих целях, а учил детей. Для того чтобы такие случаи больше не повторялись, министерство выпустило циркулярные письма, чтобы директорат школ еще раз проверил программное обеспечение.
В Пермском крае нашли крайнего
официально
Роспечать готова возместить ущерб корпорации "Майкрософт" по претензиям к директору средней школы Александру Поносову за "пиратский" Windows.
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, являясь ярым поборником борьбы с интеллектуальным пиратством, глава которого входит в Правительственную комиссию по противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности, ее правовой охране и использованию, готово тем не менее за счет внебюджетных средств компенсировать ущерб корпорации "Майкрософт", в случае предъявления последней претензий о взыскании материального ущерба к педагогу Сепычевской средней школы Пермского края Александру Поносову.
В Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям считают, что на фоне огромных системных проблем, связанных с вопросами интеллектуальной собственности в нашей стране, директор сельской школы, который приобрел компьютеры, уже оснащенные нелицензионными версиями операционной системы Windows, стремясь приобщить своих учеников к компьютерной грамотности, не должен оказываться в ситуации, когда в его адрес вменяются подобные иски.
В результате прокурорской проверки следователи обнаружили, что на всех компьютерах средней школы села Сепычево установлены нелицензионные программы Windows. Директору школы предъявлено обвинение по статье 146, ч.3 УК РФ (Незаконное использование объектов авторского права, совершенное в особо крупном размере). Ему грозит наказание вплоть до лишения свободы на пять лет. Ущерб оценен в 266 тысяч рублей. В то же время региональный представитель "Майкрософт" еще во время предварительного следствия отказался от предъявления иска к школьному учителю. Приговор по данному делу, рассматриваемому в Верещагинском районном суде, может стать первым в России прецедентом, на который будут ориентироваться при проведении аналогичных проверок.
Как заявил руководитель Роспечати Михаил Сеславинский, "вряд ли преподавателя сельской средней школы можно считать главным интеллектуальным пиратом в нашей стране. Масштабы этого явления крайне высоки, производители и распространители пиратской продукции работают на виду и без особого стеснения. А вот если начать по всей строгости закона наказывать пользователей, то в тюрьме может оказаться половина населения страны, включая и самих работников правоохранительных органов".
Соответствующие правительственные телеграммы за подписью Сеславинского направлены обвиняемому Александру Поносову, президенту корпорации "Майкрософт" в РФ и СНГ Ольге Дергуновой, в Генеральную прокуратуру РФ и в проводившую проверку Верещагинскую районную прокуратуру Пермского края.
мнение
Как пиратские программы могли попасть в школу? Вот что сказал корреспонденту "РГ" и.о. замначальника Управления программ развития в сфере образования Федерального агентства по образованию Алексей Анопченко:
- Закупки оборудования и компьютеров в школы можно производить разными способами. Какая-то часть компьютеров может проходить по Федеральной целевой программе через Рособразование. По этим поставкам мы утверждаем техническую спецификацию и документацию и отслеживаем проведение конкурсных процедур. В рамках таких конкурсов, естественно, предусмотрено, что поставщики ставят лицензионное программное обеспечение. Но свои целевые программы могут быть и у регионов, и по ним тоже в школы направляется оборудование. Конкурсы на поставку проводятся на местах. Это разрешено и никак не отслеживается агентством.
В данном случае возможно несколько вариантов. Либо технику закупал субъект Федерации, или сама школа, или компьютеры были подарены школе. Нужно проследить, по каким "каналам" компьютеры с пиратским программным обеспечением пришли в школу. Виноваты либо поставщики, которые недобросовестно оснастили компьютеры, либо - если обеспечение устанавливалось дополнительно - те, кто это обеспечение ставил. Все документы на оборудование должны храниться в школе или в управлении образования.
компетентно
Главное ведомство, ведущее борьбу с контрафактом, - департамент экономической безопасности МВД только в нынешнем году направил в суд около пяти тысяч уголовных дел против пиратов.
А возбуждено и того больше - свыше 7 тысяч дел. Это в полтора раза больше, чем год назад.
Львиная доля тех, кто попадает на скамью подсудимых, это подпольные изготовители и продавцы пиратской продукции.
Как сообщил корреспонденту "РГ" официальный представитель департамента, он не помнит ни одного дела среди этой массы расследований, где главным обвиняемым был рядовой потребитель. Тот, кто на развале или в фирме купил левый диск. Что любопытно, во всех этих уголовных делах покупатели контрафактной продукции вполне осознанно и заранее шли на сговор с производителями подделок. То есть случайных людей, как педагог сельской школы, среди них нет.
- Сотрудники прокуратуры, которые провели проверку в Сепычевской средней школе Пермского края и возбудили уголовное дело по статье 146, часть 3 УК РФ "Незаконное использование объектов авторского права, совершенное в особо крупном размере", действовали, безусловно, по закону, - пояснили нам в департаменте экономической безопасности. - Но удивляет, что не нашлось действительно явных и серьезных производителей и торговцев пиратской продукции, которых надо было бы привлечь к уголовной ответственности. Искренне жаль директора сельской школы, весь "злой умысел" которого состоял всего лишь в желании привить своим ученикам компьютерную грамотность.
обратная связь
Юрист по защите интеллектуальной собственности корпорации"Майкрософт" Александр Страх сообщил "Российской газете", что данное уголовное дело было возбуждено по инициативе прокуратуры.
И компания "Майкрософт" к нему прямого отношения не имеет. В данный момент идет судебное разбирательство, на которое для дачи показаний был приглашен представитель регионального офиса корпорации.
По словам Страха, "Майкрософт" не намерена предъявлять Поносову гражданский иск и требовать компенсации за нанесенный ущерб.
Даниил Дондурей, КУЛЬТУРОЛОГ, ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР ЖУРНАЛА "ИСКУССТВО КИНО":
- У нас почему-то всегда при колоссальной коррупции, воровстве, теневой экономике, которая составляет 25 процентов, всегда виноваты стрелочники. Найти нарушителя в Пермском крае, а не в Москве с ее миллиардами долларов оборота, это символично. Директору нужно аплодировать за то, что у него в районной школе вообще есть компьютеры и желание подключить детей к современному миру, к сети Интернет. Нелицензионным программным обеспечением никого не удивить в стране, где очень многие занимаются пиратством. Например, видеопиратством занимаются на 49 оборонных предприятиях, куда никто не может войти. Это вызывает удивление. А за вину барина всегда отвечает смерд. Это такие феодальные уловки.
Лев Аннинский, ЛИТЕРАТУРНЫЙ КРИТИК, ПУБЛИЦИСТ:
- Авторское право - конечно, святая вещь. Но когда мне рассказывают, что у меня украли какую-то строчку, я радуюсь - плохого не украдут. А технику, программы, фильмы, книги и прочее надо покупать по-честному. А чужие мысли, интеллектуальную собственность все равно будут брать, заимствовать, и хорошо, если при этом будут ссылаться на автора.
Гарри Бардин, РЕЖИССЕР АНИМАЦИОННОГО КИНО:
- Строгость по отношению к несчастному директору школы, который попал под колесо, несправедлива. Нужно начинать с "верхов" и, может быть, лет через 10 добраться до директора школы. Сказал же известный историк "Воруют", а раз воруют еще с XIX века, то почему в XXI должны остановиться. Так что это явление национального бедствия, с которым нужно бороться, и неизвестно, сколько потребуется времени. Учитель оказался крайним в длинной цепочке. И дело не только в этих поставленных контрафактных программах. Просто когда на фоне Куршевеля, где олигархи тратят по 20 миллионов евро, возникает учитель с неправильно установленной программой, получается, как в известной поговорке: в чужом глазу и соломинку найдешь, а в своем бревна не увидишь.
Марина Москвина, ПИСАТЕЛЬ:
- Я целиком и полностью встаю на защиту этого учителя. У нас и так не хватает нормальных, умных, талантливых учителей. Их надо поддерживать, оберегать всеми возможными способами и создавать систему максимального благоприятствования. А такие крупные компании, как "Майкрософт", сами должны организовывать благотворительные акции в школах, а тем более в сельских.
Между тем
До конца 2007 года широкополосный неограниченный доступ к сети Интернет получат все российские школы. Кроме того, в течение 2008-2009 годов весь трафик будет оплачиваться из федерального бюджета (около 1,1 миллиарда рублей в год). Также в течение 2007 года 12 тысяч школ будут оснащены дополнительными комплектами компьютерного оборудования (2,5 миллиарда рублей).