Во вторник председатель Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев предложил разработать закон, который поставил бы в жесткие рамки всех чиновников.
- Сегодня все знают, что ни один вопрос не решается с первого раза, приходится пройти не одну инстанцию, - заявил Вячеслав Лебедев. - Чтобы этого избежать, надо ввести четкую процедуру работы чиновников - сколько по времени решается тот или иной вопрос - а за ее нарушение ввести ответственность.
Прозвучала эта обнадеживающая простых граждан идея на большом сборе председателей всех региональных судов России. Причем по числу гостей форум получился более, чем представительным. Провести профессиональный диалог с судьями пришли председатель Конституционного суда Валерий Зорькин, помощник президента РФ Виктор Иванов, Генеральный прокурор Юрий Чайка, директор ФСБ Николай Патрушев, глава МВД Рашид Нургалиев, министр юстиции Владимир Устинов и многие другие высокопоставленные лица.
Естественно, один из самых важных вопросов, который можно и нужно обсуждать в такой представительной компании - это борьба с коррупцией.
Как сказал Вячеслав Лебедев, если брать по формальным признакам, то число уголовных дел против коррупционеров растет, и в процентах выходит очень даже неплохо.
В прошлом году на скамью подсудимых попало на 20 процентов больше коррупционеров, чем ранее.
Однако если изучать статистику подробней, то отчеты выглядят уже не столь радужными. Всего в прошлом году в суды было направлено 1237 дел коррупционной направленности. Причем, по словам Вячеслава Лебедева, большинство из них нельзя назвать яркими примерами коррупции. В каждом четвертом деле мздоимцы-подсудимые получили в свой карман от 3 до 10 тысяч рублей, и ни особняков, ни яхт обнаружено не было. Много таких, кто попал под суд за взятку до трех тысяч рублей. Конечно, даже маленькая взятка - это тоже взятка, и бороться с ними можно и нужно. Но не получается ли, что брать мало гораздо опасней, чем брать много? Ведь только в десяти процентах дел фигурирует взятка более 30 тысяч рублей.
Каждый пятый приговор за взятку выносился женщине. Причем дамы, как правило, занимали невысокие должности, брали немного, как говорится - по чину, а то и меньше. А суды таких взяточниц искренне жалели (а также жалели малолетних детей на иждивении подсудимых) и в половине случаев не отправляли в тюрьму, наказывая по-другому. Например, штрафом, запретом занимать должности или условным сроком. При этом прокуроры чаще всего не возражали против мягких приговоров.
Неужели это и есть лицо российской коррупции: задерганная жизнью чиновница с небольшой зарплатой за канцелярским столом, вымогающая лишнюю тысячу и думающая, как прокормить ребенка? Специалисты полагают, что не только, и если коррупция гидра, то где-то есть и другие личины.
Судьи предлагают бороться не с последствием, ведь каждого взяточника за руку не схватишь. Надо выбивать почву из-под ног мздоимцев. Произвол начинается не тогда когда вымогают "борзых щенков", а когда начинают гонять по инстанциям, волокитить решения и требовать бесчисленные согласования.
По замыслу судейского сообщества, чтобы ликвидировать причины коррупции, надо в законе подробно прописать процедуру работы столоначальников и поставить их в жесткие рамки. При этом работа чиновников должна быть гласной и публичной. То есть граждане должны знать: кто за что отвечает в наших администрациях и чем руководствовались начальники, скажем, повышая тарифы, отказывая кому-то в регистрации или, наоборот, давая кому-нибудь зеленый свет.
А если мотивы будут сомнительны, их можно и нужно обжаловать в суде. Как уже писала "Российская газета", Верховный суд внес в Госдуму проект Кодекса об административном судопроизводстве. Этот документ, в частности, упрощает процедуру рассмотрения жалоб на действия должностных лиц. Для справки: сегодня в России насчитывается 1 462 000 чиновников.
Как сказал Вячеслав Лебедев, все данные о работе чиновника, в том числе проигранные в суде дела и отмененные решения должны обнародоваться и в конечном счете влиять на карьеру чиновника.
В свою очередь помощник президента РФ Виктор Иванов заметил вчера, что доверие к судам растет.
- Более 15 миллионов обращений граждан в суды подтверждает рост доверия к правосудию, - сказал Виктор Иванов. - В общество пришло понимание того, что конфликты надо решать в правовом поле. Реально заработали и конкурсные процедуры отбора судей. Кроме того, в прошлом году были прекращены полномочия 82 судей, это говорит о строгом контроле и серьезных требованиях, предъявляемых к судьям.
По словам помощника президента, из всех осужденных в прошлом году граждан 510 тысяч - это подавляющее большинство - на момент преступления нигде не работали. А здесь есть о чем задуматься не столько следователям и судьям, сколько исполнительным властям и в первую очередь социальным службам.
Впрочем, как заметил Вячеслав Лебедев, структура судимости в прошлом году изменилась: меньше стало осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления. Нечто страшное совершили 30 процентов осужденных, а совсем ужасное - 6,3 процента. Остальные шли по нетяжким статьям. Причем каждое десятое уголовное дело, поступившее в суд, касалось подделки документов, злостного уклонения от алиментов или угрозы убийством. Поэтому из всех осужденных только 35 процентов граждан получили реальные сроки.
- Увеличилось число дел, рассмотренных в особом порядке, - сказал Вячеслав Лебедев. - Эта процедура позволяет оперативно решать дело, когда обвиняемый согласен с обвинением. Она оказалась востребованной в судах любой инстанции. Скажем, в районных судах в особом порядке было рассмотрено 34 процента уголовных дел. Несомненно, подобная процедура имеет определенный эффект.
Что касается военных судов, то в будущем им, видимо, придется снять погоны. Как сообщил Вячеслав Лебедев, минобороны подготовило законопроект об упразднении военной службы в военных судах.
- Мы решили, что концептуально это решение... - Вячеслав Лебедев выдержал паузу, в зале повисла напряженное тишина, - правильное...
При этом в Верховном суде обещают сделать все, чтобы не пострадала социальная защищенность военных судей и сотрудников военных судов. Кроме того, военное правосудие не должно стать менее доступным. Более того, с нового года военным судам предписано организовать круглосуточное дежурство для оперативного рассмотрения дисциплинарных арестов, чтобы солдата-нарушителя можно было и днем, и ночью отправить на гауптвахту. А военная коллегия Верховного суда подготовит соответствующие рекомендации.