25.01.2007 05:00
    Поделиться

    Точку в споре вокруг изменений Бюджетного кодекса поставят в Белом доме

    Таким образом, история годовой давности будет окончена. Трудно сказать, кто остался в выигрыше, а кто в проигрыше. Но совершенно очевидно, что аппаратную победу одержал премьер-министр Михаил Фрадков. Бюджетный процесс, претерпев революцию, наконец не просто сдвинется, а пойдет как минимум с ускорением. Уже в середине марта Кудрин должен представить основные характеристики бюджета на три года, которые правительство рассмотрит в апреле. Так что времени на эту работу осталось совсем мало. Впрочем, Кудрин и Греф это понимали, как никто лучше, возможно, именно поэтому они пошли на компромисс.

    Другое дело - кто и что отстоял. Кудрин - двухпроцентное ограничение дефицита бюджета, совершив тем самым коренной перелом в бюджетном процессе. Кроме того, он оградил Стабилизационный фонд от всякого рода покушений. Греф же - сводный финансовый баланс и роспись всех программ отдельной строкой в бюджете (федеральных целевых, адресных инвестиционных и ведомственных).

    При этом решения о подготовке бюджетных инвестиций в объекты капстроительства госсобственности сметной стоимостью более 600 миллионов рублей будут приниматься правительством, а менее 600 миллионов - главным распорядителем средств федерального бюджета. Отдельной строкой в бюджете будут отражены инвестиции в капстроительство со сметной стоимостью более 10 миллиардов рублей, а объекты от 100 миллионов до 10 миллиардов пропишут в сводной бюджетной росписи. Понятие "инвестиционный фонд" также включается в Бюджетный кодекс отдельной строкой, а распоряжаться им будет правительство. Документ устанавливает возможность переноса неиспользованных в текущем году денег на очередной финансовый год.

    Изменения в Бюджетный кодекс предусматривают переход всех уровней бюджетной системы к среднесрочному финансовому планированию, в том числе федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов. Правительственный источник не исключает, что субъекты Федерации будут иметь возможность формировать финансовые планы на среднесрочную перспективу.

    При этом вводится понятие "условно утвержденных расходов" в размере 5% от бюджета года. Эти средства могут быть использованы только в случае непредвиденного сокращения расходов и лишь в конце каждого года. Минфин считает, что прозрачность региональных и муниципальных финансов может быть обеспечена дополнительными условиями предоставления межбюджетных трансфертов для дотационных и высокодотационных субъектов и муниципальных образований в зависимости от доли трансфертов в объеме собственных доходов субъекта. Если эта доля достигает 20%, то субъекту предъявляется требование строго соблюдать налоговое и бюджетное законодательство и определенный норматив расходов на оплату труда госслужащих. Но если доля трансферта составляет 50%, то субъекту предъявят новые требования, в частности, заключение соглашения с минфином, предоставление отчетов, осуществление большего контроля за бюджетом субъекта.

    Бюджетные учреждения сферы образования и медицины явно не порадуют изменения, предусматривающие обязательное перечисление ими в бюджет средств от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности. При этом бюджетным учреждениям предоставят право поменять свою организационно-правовую форму и перейти в разряд автономных учреждений.

    Еще одно нововведение: все налоговые изменения будут вноситься не позднее чем за месяц до внесения бюджета в Думу. Возможно, поэтому сегодня же правительство рассмотрит поправки в Налоговый кодекс. Они, по замыслу идеологов, должны сформировать благоприятные налоговые условия для финансирования инновационной деятельности.

    В законопроекте предлагается освободить от уплаты НДС услуги (за исключением посреднических) по передаче, предоставлению патентов и лицензий, связанных с объектами интеллектуальной собственности (исключая товарные знаки и знаки обслуживания).

    Определен и перечень научно-технических и опытно-конструкторских работ, относящихся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции и освобождаемых от НДС. При этом расширяется список научных фондов, средства целевого финансирования из которых не облагаются налогом на прибыль.

    Кроме того, предполагается, что налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, могут уменьшать налог на прибыль за счет расходов на патентование и научные исследования или опытно-конструкторские разработки.

    Поделиться