Половина россиян уверены: во времена гайдаровских реформ можно было действовать по-другому

Только 2 процента россиян дали безусловно позитивную оценку работе реформаторского правительства, еще 15 процентов присоединись к "скорее позитивной" оценке.

При этом безусловно негативно оценили его деятельность 27 процентов, скорее негативно - 31, а 26 процентов затруднились с оценками. Когда россиянам предложили пояснить свои оценки, то 6 процентов посчитали, что "они многого добились: спасли страну от разрухи, заложили основы рыночной экономики", 18 решили, что "они действовали в правильном направлении, но не смогли добиться поставленных целей", 28 оказались уверены, что "они действовали в ошибочном направлении, хотя и хотели "как лучше", 25 подозревают то правительство в том, что "они сознательно разрушали экономику страны", и снова довольно большая доля (22 процента) затруднившихся ответить.

Половина россиян уверены, что в то время был возможен другой вариант действий, кроме шоковой терапии (19 процентов уверены, что не было, а 30 затруднились с ответом).

Что же следовало предпринять на рубеже 1991 и 1992 годов? Только 3 процента опрошенных, считающих, что иной путь был, посоветовали бы правительству страны начать радикальные рыночные реформы. Четвертая часть опрошенных (27 процентов) рекомендовали бы сохранить социалистическую экономику. Большинство (62 процента) дало бы Егору Гайдару и его кабинету "серединный" совет - рыночные реформы проводить надо, но постепенно, сохраняя при этом контроль государства над экономикой. Лишь избиратели КПРФ предложили бы скорее сохранение социалистической экономики (48 процентов против 41), а сторонники других ведущих политических партий высказались бы в пользу постепенных рыночных реформ при контроле государства над экономикой.

Об итогах экономических реформ можно судить, сравнив уровень жизни россиян "до" реформ и "теперь". 38 процентов опрошенных и сегодня выбрали бы "до", по их оценке, в 1991 году они жили лучше, чем сейчас (23 процента намного и 15 процентов - несколько лучше). 27 процентов выбрали бы "теперь", по их оценке, сейчас они живут лучше, чем в 1991 году (7 процентов значительно и 20 - несколько лучше). Еще 21 процент опрошенных не видят разницы между своим уровнем жизни в 1999-м и сегодня. Особенно часто выбор в пользу 1991 года делают пожилые граждане.

Впрочем, сказать "спасибо" Гайдару не намерены и те, кто, по их собственной оценке, сегодня живет лучше, чем в 1991-м. Только 6 процентов из них связывают рост своего благосостояния с результатами рыночных реформ, начатых Е. Гайдаром, 47 процентов полагают, что стали жить лучше только за счет собственных усилий на "материальном фронте", 32 - благодарят за "хорошую жизнь" уже нынешние власти, Владимира Путина и действовавшие при нем правительства. Еще 8 процентов ссылаются на "счастливый случай".

Зато те, кто остался "на бобах", во всем готовы винить именно реформаторов, подчеркивают социологи ВЦИОМ. 30 процентов из тех, кто сегодня живет хуже, чем в 1991 году, связывает свои неудачи с провалом политики начатых тогда рыночных реформ, 11 процентов - с неблагоприятным для страны стечением обстоятельств, 10 - с провалами уже нынешнего руководства страны и лишь 6 - с личными неудачами, низкой активностью, неумением работать и зарабатывать деньги.

И все же, что из обещанного было выполнено правительством реформаторов, а что - нет? Скорее удалось, чем не удалось, - ликвидировать дефицит товаров и услуг, создать основы рыночной экономики. Скорее не удалось - повысить уровень жизни населения, добиться эффективности производства, вывести страну из экономического кризиса, укрепить демократический строй в России, поднять престиж страны в мире. Относительно того, получилось ли привить нашим людям самостоятельность, инициативу, ответственность за себя и своих близких, - мнения в обществе разделились почти поровну.