Тяжелобольным приморцам приходится ждать 6 суток, чтобы попасть к врачу

На днях на Ярославском вокзале Москвы сошли с поезда Москва-Владивосток Мирослав Карпенко и его мама. Семнадцатилетний юноша в детстве получил сильнейший термический ожог лица, до сих пор спит с открытыми глазами, на его лице так называемые французские, сильно отвисшие щеки - зрелище для неподготовленного человека малоприятное. Но мать и сын были вынуждены добираться в столичный центр челюстно-лицевой хирургии в плацкартном вагоне, именно таково требование постановления правительства РФ № 864. Малообеспеченную семью снабдили 5 тысячами рублей на питание в дороге сотрудники приморского отделения детского фонда.

Максиму Евдокимову, сбитому в прошлом году электропоездом, с тяжелейшими травмами позвоночника, ушибом спинного и головного мозга тоже придется добираться в Новокузнецкий центр реабилитации инвалидов поездом. Как парень без ног, пользующийся катетером, будет ехать в плацкартном вагоне четыре дня? Как написано в письме председателя Приморского детского фонда Екатерины Хомечко на имя председателя правительства Михаила Фрадкова, фонд ежегодно отправляет на лечение в другие города РФ около сотни детей и подростков, "большинство из которых желательно отправлять самолетами. Ведь чаще всего оказать действенную помощь попавшему в беду ребенку можно в первые дни после трагедии".

Собственно такое правило - обеспечивать бесплатный проезд для пациента и иногда сопровождающих его лиц к месту лечения только железнодорожным транспортом - существует с тех пор, как государство стало помогать гражданам в транспортировке их к месту лечения. Что касается дальневосточников, правило распространяется не на всех. Магаданцы, камчадалы и сахалинцы летают самолетами - на этих территориях просто нет железной дороги. Проблема, таким образом, стала острой для населения Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Еврейской автономной области.

Нуждающимся в операциях или консультациях федеральных медцентров жителям Приморья улыбнулась удача в минувшем году, когда во Владивостоке  побывала заместитель председателя Совета Федерации Светлана Орлова. Она, с ходу понявшая проблему, добилась исключения для больных приморцев. С сентября по декабрь 2006 года в письме минздравсоцразвития "в исключительных случаях" было дано добро на перелет пациентов авиатранспортом. По словам начальника отдела Приморского отделения фонда социального страхования Галины Прохоровой, фонд выдал в прошлом году проездных документов на 1776 человек, нуждающихся в срочных операциях за пределами края и отправленных в разные города страны железнодорожным транспортом. 239 человек получили документы на авиаперелет, и все 239 улетели с сентября по декабрь, когда действовало "орловское" исключение. Правда, эта практика показала, что затраты на отправку железной дорогой и авиационным сообщением, несмотря на существенную разницу в количестве уехавших больных, практически одинаковы: 8 миллионов 600 тысяч рублей истрачено на пациентов, уехавших из Приморья поездом, и 7 миллионов 400 тысяч - на улетевших самолетами. Так, что не удивительно, что государство экономит.

Прошлогодняя возможность в виде исключения отправлять больных людей к месту лечения самолетами позволила медикам обеспечивать исключительность в медицинских направлениях на операцию едва ли не всем подряд нуждающимся в лечении за пределами края. И по инерции они продолжают делать это и сейчас. Но льготы на авиаперелеты больше не действуют.

В Приморье полагают, что из создавшегося положения есть выход. Как для любого правила есть исключения, так и в данном случае должна быть предусмотрена возможность авиаперелетов для особо тяжелобольных жителей края. А вот перечень этих особых случаев целесообразно издать минсоцразвитию.