Российская газета| Когда пропали дайверы, СМИ критиковали российское посольство в Египте за бездействие при проведении поисковых работ. Насколько обоснованной была, на ваш взгляд, эта критика? Восстановите хронику событий, как проводились поисковые работы? И продолжаются ли они сейчас?
Башир Мальсагов| 25-летняя Елена Сундукова и 27-летний Дмитрий Капитонов пропали без вести 6 января в районе острова Эльфинстоун, куда отправились для погружения на катере из курортного района Марса Алям.
Это место находится в 800 километрах от Каира. Вместе с российскими дайверами пропали турист из Нидерландов Михаэль ван Азендельфт и египетский инструктор.
Еще одному россиянину - Владиславу Лукьянченко - удалось спастись. Его нашли в шоковом состоянии. Он смог рассказать о том, что на месте погружения появились акулы, была штормовая погода. Дайверы пытались покинуть место погружения. О том, что произошло с ними в дальнейшем, Владислав не знал.
Как только мы получили эту информацию, то немедленно связались с египетскими властями. Направили в зону поиска нашего почетного консула. Он по национальности египтянин и хорошо знает местные реалии. Наш почетный консул координировал все поисковые работы.
Дайверов искали египетские государственные структуры в течение трех дней. Поиски ни к чему не привели, и официальный Каир собирался их прекратить. Но наше посольство попросило не делать этого.
В итоге зона поисков была расширена с включением всей акватории и островов вплоть до границы с Суданом. Таким образом она составила 500-600 километров. Были обследованы все больницы, медпункты и населенные пункты вдоль побережья. Были подключены египетские службы безопасности, полиции, местные органы власти. И даже наше посольство в Судане. К сожалению, пока дайверов найти не удалось. Нет никаких следов.
РГ| Родственники пропавших дайверов жаловались, что консульство не участвовало в поисковых работах. В то время, как голландский консул лично выезжал на место погружения и постоянно держал родных дайвера в курсе дела. Как вы относитесь к данной критике?
Мальсагов| От того, что мы заставим сотрудников посольства надеть маски и выйти в море искать дайверов, толку не будет. Поиски вели профессионалы. Были задействованы все возможности государства, были подключены также частные структуры.
Посольство делало все, что могло в этих условиях. Не надо забывать, что наша дипмиссия находится в чужой стране и может только апеллировать к местным органам власти с просьбой предпринять максимум усилий при проведении спасательной операции.
Что касается голландского консула, то именно от нас он получил информацию о том, что пропали дайверы. Ему лично пришлось выехать на место трагедии только потому, что у него нет представителей в районе острова Эльфинстоун. Мы же подключили профессионала, человека, который давно работает с нашим посольством, который помог задействовать всех, включая египетского губернатора и местные властные структуры, к поисковым работам.
Он поехал на место трагедии и мобилизовал всех египтян, которые могут помочь в поисках дайверов. Если бы кто-то из нас поехал туда и мелькал бы перед телекамерами, это не помогло бы делу. Это стало бы просто показухой.
Слухи о том, что голландский консул за свой счет организовал поисковые работы, тоже не соответствуют действительности. Дело в том, что в отличие от наших туристов западные дайверы имеют страховки от всех рисков. Поэтому поиски голландского дайвера были организованы за счет страховой компании.
То, что пропавшие россияне не были застрахованы, стало упущением туристических фирм и лично туристов. Дайвинг - это экстремальный и опасный вид туризма. Наши граждане должны заботиться о страховке, соблюдать элементарные требования безопасности и инструкции. Ни в коем случае нельзя обращаться в сомнительные дайвинг-центры.
С родственниками и друзьями дайверов мы находились в постоянном контакте. Кроме того, мы каждый день направляли информацию о ходе поисковых работ в Министерство иностранных дел России, в департамент и информации печати. Родственники дайверов могли оттуда получать всю необходимую информацию. МИД и наше посольство детально рассказывало им о том, что сделано, что делается и будет делаться.
РГ| В прошлом году в разных районах Египта побывало более миллиона россиян. Считаете ли вы целесообразным открыть генконсульство России в таком популярном месте отдыха российских туристов, как Шарм- эль-Шейх?
Мальсагов| У нас там находится представитель посольства, который, конечно же, в одиночку не справляется с таким огромным объемом работы. Поэтому мы перед МИДом поставили вопрос об открытии консульских точек в Хургаде и Шарм-эль-Шейхе. Это значительно облегчило бы работу. Но и наши туристы со своей стороны должны делать все возможное для обеспечения своей безопасности.
Как я уже говорил, наши дайверы должны соблюдать все необходимые меры безопасности при погружении и иметь при себе страховки от всех рисков. Им следует пользоваться только известными и проверенными дайвинг-центрами. То же самое касается любителей катания на квадрациклах.
Чтобы уберечься от аварий на дорогах, следует внимательно отнестись к тому, чтобы во время ночных поездок автобус сопровождали полицейские. А во время длительных поездок в автобусе находились два водителя, которые сменяли бы друг друга.