Это первый такой проект за все четыре созыва Госдумы, дошедший до стадии согласования. Всего, по словам Райкова, попыток регламентировать поведение депутатов было девять. Впрочем, судя по всему, даже если кодекс и будет принят, то в жизни парламентариев от этого вряд ли что-то изменится.
Одним из самых строгих проступков депутата, заслуживающих строгого наказания, по мысли Райкова, являются прогулы. Поэтому законодателя, пропустившего по неуважительным причинам 70% пленарных заседаний, предложено лишать месячного заработка, а это около 101 тысячи рублей (базовая зарплата 22 008 рублей плюс всевозможные надбавки). "Полупрогульщик", депутат, отсутствовавший на работе половину положенного времени, потеряет и половину заработка, не явившийся на треть заседаний - соответственно треть.
Здесь, впрочем, есть одна загвоздка. Райков дал понять, что не так-то просто следить за посещаемостью депутатов. Ранее глава мандатной комиссии уже приводил пример депутата Александра Невзорова, вот уже второй созыв не являющегося на пленарные заседания. Однако по его карточке активно голосуют коллеги. Противостоять практике передачи в доверительное управление депутатского голоса невозможно - она вполне законна. Стоит учесть и то, что консолидированная позиция фракции перед голосованием, как правило, оговаривается, и значит депутат-заочник не идет таким образом против воли партии, работает в ее интересах и не создает повода для жалоб.
На реплику из зала о том, что за систематический пропуск большинства заседаний стоит лишать мандата, Райков ответил, что доля правоты в такой позиции есть, но закон не позволяет этого делать. Да и вообще, процедура отзыва депутата в действующем законодательстве не прописана.
За неэтичные поступки и высказывания депутатов, по словам Райкова, будут наказывать подробным рассказом об этих вопиющих случаях и лишением слова на срок до трех месяцев (10 пленарных заседаний в проекте кодекса). Но и здесь не все так просто. Райков прямо заявил, что далеко не все случаи некрасивого поведения депутатов, рассматривающиеся на мандатной комиссии, будут просачиваться в прессу.
- Да, у нас бывают закрытые заседания, на которых решается проблема. И человек, поступивший как-то не так, все осознает и исправляет. Зачем же из-за одного случая делать из него монстра? А если дело касается исключительно личной жизни, то публиковать это в прессе просто неприлично. Мы ведь должны еще и защищать Госдуму, депутатов, - сказал он.
Удаляясь от темы, Геннадий Райков рассказал о том, что у его коллег жизнь далеко не сахар. К примеру, один из депутатов, имя которого Райков не назвал, придя в Думу, по закону передал управление своим бизнесом компаньону. А тот, пока депутат работал на благо общества, фактически оставил народного избранника нищим.
- Нужно как-то защитить свое имущество и его передать, а не передашь - тебя лишат депутатского мандата. Да сейчас жене опасно передавать, она завтра развелась и забрала все имущество, - сетовал на сложности депутатской жизни Райков.
Еще на депутатов часто жалуются избиратели, и они вынуждены писать объяснительные по каждой из жалоб, порой встречаясь с недовольными гражданами. Причем, по оценкам Райкова, 40% этих заявлений - "наносные", слабо обоснованные.
Всего за три года деятельности Госдумы четвертого созыва, по словам Райкова, поступило около 500 жалоб на 259 депутатов. Часть из них не подтвердилась, многие приходили после того, как вопрос уже счастливо разрешился. Здесь Райков вспомнил случай с неэтичными высказываниями Жириновского в адрес ветеранов и его публичными извинениями - много жалоб пришло уже после раскаяния вице-спикера.
В настоящее время проект Кодекса депутатской этики находится в правовом управлении Госдумы, которое должно дать свое заключение к концу следующей недели.