Каждая премия рождает массу споров о том, кому ее вручают, за что и не обойдены ли по каким-то причинам более значимые персоны. Когда я шел на концерт, то думал: "А почему именно Шевчук?!" Но потом понял, что в рок-музыке награждать "Триумфом" пока больше, увы, и некого. Остальные поют, как правило, о себе: своих переживаниях, романах, природе. И в силу талантов исполнителей это интересно большей или меньшей аудитории. И только Юрий Шевчук поет так, что получается, что поет он одновременно и о себе, и о стране, и обо всех нас...
В России - он еще редкий музыкант, кто поет социальный рок. И делает это так, что от одних его песен сердце сжимается от боли и хочется помогать окружающим людям, хотя бы - не проходить мимо нищих или больных, не обижать слабых и помогать старикам переходить через улицу. Делать хоть что-то, чтобы становиться человечнее и лучше - несмотря на усталость, безденежье, высокие цены, - да мало ли причин для того, чтобы махнуть рукой на всех окружающих! В его песнях столько огня, удачи, российской чести и достоинства, что под них люди идут в бой в "горячих точках". И именно песни Шевчука люди поют сегодня под гитару в минуты отчаяния, радости или горести - чтобы снова обрести себя и снова постараться жить и верить в лучшее. Поэтому Юрий как никто достоин "Триумфа" - уже за то, что продолжает уже два десятилетия писать такие песни. И не сбавляет оборотов рок-н-ролльности, искренности, честности. После "Родины" и "Пропавшего без вести" - уже в этом "лауреатском" концерте - последовал "Капитан Колесников пишет нам письмо" (песня, посвященная герою с погибшей подлодки "Курск"). Зал пел с "ДДТ" и становился добрее, честнее и человечнее вместе с Шевчуком. По крайней мере на полтора часа концерта. А может, и дольше...
Российская газета | Я даже охрип после концерта, подпевая вам со зрителями.
Юрий Шевчук | (улыбаясь) Я тоже охрип.
РГ | Верно ли, что вы хотели отказаться от премии в 50 тысяч долларов?
Шевчук | Да, сначала я не хотел получать "Триумф". Про то, что стал лауреатом, я узнал, когда мне на мобильник позвонила журналистка Марина Тимашева. После такой новости у меня вырвалось высказывание, которое в печатном виде можно выразить как "ну, ничего себе!" Первой мыслью было - отказаться. Ведь я знаю, что это деньги Бориса Березовского. Но потом решил: возьму. Поскольку я смогу пустить эту немалую сумму на добрые дела, на благотворительность. Конечно, на них никаких денег не хватит. Но я насчитал 10 пунктов и уже составил список - есть люди, которых я знаю и которым хочу помочь в первую очередь. Это ребята - инвалиды войны в Чечне, пару больниц детских, да и храм в деревне моей под Питером строится... А то, что на себя я не могу потратить ни копейки, - у меня сразу было твердое внутреннее ощущение.
РГ | Может, деньги не нужны?
Шевчук | Да как раз нужны! Мы записали альбом акустических песен, но пока еще его не свели (в диск войдет, в частности, жесткая цыганочка - посвященная Владимиру Высоцкому и песня в традициях этого замечательного автора песен и исполнителя - "Я пил вчера на даче с генералом ФСБ". - Прим. авт.). Мы хотели сделать и альбом в акустике, где "по законам жанра" ритм дают не барабаны, а ритм-гитара. Что-то из нового звучало в концерте, причем уж, извините, иногда настолько нового, что я даже подсматривал слова по бумажке. Сейчас вообще хорошо пишется. Мы репетируем, много записываем в студии. Готовим новую программу - очень рок-н-ролльную, премьеру которой надеюсь, покажем уже весной. Ну а без концертов и гастролей, как говорится, "финансы поют романсы".
Хотелось бы иметь деньги и на очередной фестиваль "Наполним небо добротой". Но сейчас трудно найти меценатов, спонсоров на проведение столь масштабного мероприятия (по этой причине прошлым летом впервые за несколько лет питерский фестиваль Театра "ДДТ" отменили. - Прим. А. А.). Даже раскрученное московское "Нашествие"-2006 еле вышло "по нулям" - без доходов для организаторов. А у меня на фестивале - в основном молодые талантливые группы, некоммерческие, как принято говорить. Так что с нашим фестивалем пока тяжело. А мы сами не настолько богаты, чтобы проводить фестиваль за свой счет. Но я надеюсь, что ситуация изменится - она всегда качается как маятник: то вправо, то влево. Страну тряхнет пару раз, и, глядишь, мы снова понадобимся. Сейчас всех обуяла жажда наживы и наслаждений. А завтра, может быть, снова начнется эпоха жажды размышлений о жизни. Нормально все. Мы не страдаем...
РГ | Как вы сами-то оцениваете: за что вас наградили "Триумфом" - за фестиваль "Наполним небо добротой" или за последний альбом "ДДТ" "Пропавший без вести"?
Шевчук | Я не знаю, за что дали эту премию. Не спрашивал. Думаю, что это такая поддержка моральная и духовная от старших товарищей. От тех, кто занимается высоким искусством. Они ведь знают, что нам сегодня невесело: много рок-музыки и современной настоящей песни вычеркнули из эфиров телевидения и радиостанций. Вот, наверное, и решили нас поддержать.
РГ | Что сейчас главное в вашей жизни?
Шевчук | У меня много главного и не главного. Порой кажется, что не главного слишком много. И это меня здорово бесит. Но с другой стороны - я научился радоваться не официальным праздникам - 1 мая или 7 ноября, а той жизни, которая меня окружает. В прошлом году шел по Колыме вдоль протоки реки и видел, как впереди - за горизонт - уходили арки света. Это было такое чудо, я бы сказал духовного порядка!
РГ | Ваши дети тоже занимаются музыкой?
Шевчук | Нет. Младший, школьник, играет на пианино Моцарта. А старший служит в Вооруженных силах. Ему 19. На этой неделе принял присягу - в первом батальоне морской пехоты, город Балтийск. Петр такой же боевой, как и отец! Молодец! Можете меня поздравить. У многих моих коллег дети в Англии, в Америке, а у меня - в балтийской морской пехоте!
Можно было откосить. Нет, нам открыто не предлагали, но когда мы с Петром вместе пришли в военкомат, то все там просто опухли. Спрашивают: "Шевчук, вы зачем к нам?!" - "Да вот, - говорю, - сын в армию пойдет!" Пауза была такая... очень большая. Но дети - оставьте их в покое. Они еще ничего не сделали и не заслужили, чтобы о них много говорили, ведь правильно?
РГ | В одном известном издательстве вам предложили издать книгу стихов, но вы отказались. Якобы заявив, что не поэт...
Шевчук | Да, я отказался. Зачем? Нет, книги - это замечательно, я их люблю, причем читаю одновременно сразу несколько. Вот, например, в эту поездку в Москву взял с собой в дорогу Артура Шопенгауэра - "Афоризмы житейской мудрости", он у меня вообще любимый. Вот и Эсхила перечитываю - очень интересно и событийно. Недавно я открыл для себя и радио "Культура" - занятно - включил, а там Борис Гребенщиков романы читает...
Но что касается собственной книжки, то здесь меня тормозит то, что буквально все уже по книжке написали. Но читать их очень сложно. Вот от тома Владимира Шахрина про группу "Чайф" я вообще просто присел... Поэтому решил про себя по-другому (смеется), буду жить как в анекдоте: "Чукча не писатель - чукча читатель".
РГ | Вы уже знаете про трагедию с большим русским поэтом Ильей Кормильцевым ("РГ" писала о ней в N 12, 23 января. - Прим. А.А.)?
Шевчук | (сразу посерьезнев) Да. Я не дозвонился до Ильи, но потом набрал телефонные номера его старых друзей по Екатеринбургу - Матвея, Андрея... Если нужна будет помощь - то окажем любую. Проводить концерт, чтобы собрать деньги - наверное, нет смысла, - такие концерты вообще приносят не много денег. Лучше скинуться - получится больше и надежнее...