Сначала он сломал бедро...
Все началось с того, что Арни, отдыхая на горнолыжном курорте, неловко упал, повредив бедро. 59-летний Шварценеггер стоически выдержал операцию и пришел на церемонию своей инаугурации на костылях. И с планом реформирования системы медицинского страхования жителей Калифорнии. Суть плана - в снижении стоимости медуслуг для малообеспеченных семей, в том числе и иммигрантов. Как заверяют специалисты в области страхования, это самая смелая социальная инициатива в сегодняшней Америке.
Ведь издержки страховки, стоимость лекарств, оплаты за медуслуги растут из года в год. Более 40 млн. американцев вообще не имеют никакой страховки! А обязательной системе частных страховок присущи многие минусы, в результате чего десятки миллионов людей могут рассчитывать только на бесплатную помощь "скорой помощи". На лекарства, больницу, врачей у них тоже нет денег.
Обязательную страховку ввели в последние годы штаты Вермонт, Мэн и Массачусетс, но они не ровня Калифорнии: небольшие, богатые, бедных негритянских и латиноамериканских семей в их границах проживает немного. Калифорния же населена миллионами бедняков, в том числе миллионом иммигрантов.
...а потом предложил лечить нелегалов и их детей
По мнению Шварценеггера, надо не создавать новые структуры, а использовать более эффективно уже имеющиеся. И равномерно разложить издержки страхования на всех: на страховые фирмы, врачей, больницы, работодателей и власти штата. Сейчас каждый из этого списка жалуется - издержки будут, дескать, слишком высокими. Но практически каждый понимает, что такой подход к проблеме - распределение издержек на всех - единственное, что может принести успех.
По плану Шварценеггера:
l каждая фирма, где заняты более десяти работников, обязана обеспечить им медицинскую страховку;
l если она не в силах сделать этого, то должна перечислить 4 процента взносов от каждой зарплаты в специальный фонд штата, из которого будут финансироваться полисы для незастрахованных;
l в фирмах с численностью менее 10 сотрудников страховку должны обеспечить они сами. Те, у кого доходы минимальные, получат, равно как и безработные, субсидии из фонда штата;
l ответственность за то, чтобы каждый работник имел медстраховку, возлагается на налоговое управление штата.
Больше всего споров вызывает предложение Шварценеггера охватить страховкой всех детей, в том числе и детей нелегальных иммигрантов (250 тысяч человек). Не в восторге от доводов губернатора прежде всего его однопартийцы-республиканцы: мол, Шварценеггер ратует за то, чтобы налогоплательщики финансировали лечение нелегальных жителей США, и этим как бы узаконивает нелегалов.
А где деньги, Зин?
По расчетам Шварценеггера, на реформу потребуется 12 млрд. долларов. Где их взять, учитывая то, что Калифорния по уши в долгах? Штат и так сегодня тратит ежегодно 4 млрд. долларов на издержки по незастрахованным, которые, попадая в больницу, уверяют чиновников, что у них есть страховка. А на самом деле - нет! Но лечение-то уже пошло...
Так вот, эти 4 млрд. теперь предлагается направить на приобретение официальных полисов. Плюс ко всему губернатор намерен обложить 4-процентным налогом больницы и 2-процентным - врачей. Шварценеггер убеждает медиков, что новые издержки им вернутся сторицей, ведь число застрахованных значительно возрастет (до 6 млн.), и доходы медперсонала - в конце концов тоже. Но врачи пока к этим посулам относятся все больше скептически: по ним, уж лучше синица в руках.
О плане Шварценеггера трубит вся американская провинция. Оно и понятно: если удастся Калифорнии, то и другие штаты могут пойти по этому пути. Не исключено, что медицинская проблема, которую многие политики считают неразрешимой, станет важнейшим пунктом кого-либо из кандидатов на пост президента в 2008 году.
Мигранты вынуждены не болеть
В России то, за что борется Шварценеггер, есть, но работает из рук вон плохо.
Бесплатную медицинскую помощь - от визита участкового терапевта до лечения в муниципальной больнице - у нас обеспечивает система государственного (оно называется "обязательным") медицинского страхования. Как ни удивительно, российская модель очень напоминает схему, предлагаемую Шварценеггером. Те же обязательные взносы за работников, которые должен делать работодатель (даже процент отчислений совпадает: у них 4 процента от зарплаты, у нас - 3,6); тот же принцип, когда за неработающих платит бюджет. Правда, под неработающими у нас понимают только детей и пенсионеров. Все незаконные мигранты, то есть не зарегистрированные по месту жительства и не имеющие постоянной работы, на медстраховку и бесплатную помощь рассчитывать не могут: они вынуждены или лечиться в коммерческих клиниках, или... не болеть вовсе.
Впрочем, и для застрахованных работает эта система из рук вон плохо. Причина: хронический недостаток средств (за неработающих, например, региональные бюджеты регулярно не доплачивают), а также, очевидно, нечеткая и непрозрачная организация финансовых потоков. Для пациентов это оборачивается тем, что качественную помощь бесплатно в стране получить почти невозможно. Кто-то "выкручивается" за счет дополнительной медстраховки, которую оплачивает либо фирма, либо покупает сам человек. Большинство же элементарно "подкармливают" врачей.
Лишь с прошлого года государство предприняло кардинальные шаги к изменению ситуации к лучшему: государственные клиники и "скорая помощь" оснащаются современным оборудованием, а участковым медикам резко прибавили зарплату. В этом году - очередь стационаров. Правда, считают эксперты, реальные и заметные людям сдвиги к лучшему в нашем запущенном донельзя здравоохранении могут появиться только через несколько лет.