26.01.2007 03:00
    Поделиться

    Россию пытаются вовлечь в ядерный скандал

    Причем как и в случае с задержанием российских военных по обвинению в шпионаже осенью прошлого года, соавторами новой "антироссийской истории" стали грузинские "силовики".

    Министр внутренних дел Грузии Иван Мерабишвили сообщил в СМИ, что еще прошлым летом спецслужбы арестовали в Тбилиси российского гражданина, который занимался контрабандой высокообогащенного урана. По словам министра, грузинские агенты вышли на торговца радиоактивными материалами, выдавая себя за представителей одного из исламских государств.

    Преступник утверждал, что располагает достаточным количеством урана-235, пригодного для изготовления небольшой бомбы. И предложил заказчикам встретиться на территории России. Однако замаскированные агенты, как утверждает Мерабишвили, попросили его приехать в Грузию.

    Контрабандист был задержан в Тбилиси с поличным. В нагрудном кармане его пиджака обнаружили полиэтиленовый пакет со ста граммами урана, обогащенного более чем на 90 процентов. Вместе с россиянином спецслужбы арестовали трех граждан Грузии, предположительно его сообщников. Все четверо сейчас находятся под стражей, полностью отказываясь сотрудничать со следствием. Поэтому источник производства урана до сих пор неизвестен.

    По словам Мерабишвили, вся информация об инциденте была немедленно предоставлена российской стороне. Однако Москва якобы ограничилась тем, что взяла часть изъятых радиоактивных материалов для анализа. Глава грузинского МВД утверждал, что в дальнейшем российские власти отказались от сотрудничества по этому делу.

    "Мы были готовы предоставить им всю необходимую информацию, но, к сожалению, из России никто не прибыл даже для того, чтобы допросить задержанного", - добавил он.

    Даже на первый взгляд в изложенной Мерабишвили истории немало "темных пятен". Настораживает и то, что подробности произошедшего, которые грузинский министр отказался сообщить местным журналистам, назвав тайной следствия, в тот же день появились в американских газетах. Так, имя задержанного российская общественность узнала не от Мерабишвили, а из издания "Нью-Йорк таймс". По информации американских журналистов, это некий житель Владикавказа Олег Хинсагов.

    Грузинские силовики не скрывают: в спецоперации по поимке "российского контрабандиста" им помогали представители ЦРУ, ФБР и специалисты американского министерства энергетики. Однако возникает вопрос, в чьих интересах эти структуры организовали столь удачно срежиссированную утечку информации о еще не расследованном и, судя по всему, весьма непростом деле, имеющем непосредственное отношение к борьбе с терроризмом.

    Другой вопрос заключается в том, почему информация об аресте полугодовой давности появилась именно сейчас, когда в российско-грузинских отношениях появились пока еще робкие, но признаки "потепления"? Ни для кого не секрет, что в правительстве наших соседей кроме сторонников улучшения отношений с Москвой остается еще немало представителей так называемой "партии войны", выступающих за силовое решение конфликтов с Абхазией и Южной Осетией.

    В последнее время эта партия потерпела ряд серьезных поражений. Самым громким из них стала отставка с поста министра обороны главного "ястреба" грузинской политики Ираклия Окруашвили. На днях Тбилиси впервые за много лет согласился на переговоры с Сухуми без каких-либо предварительных условий. К февралю грузинские власти собирались подготовить новые инициативы по мирному урегулированию. Очевидно, что укрепление отношений с Россией фактически ставит крест на военном решении абхазского и южноосетинского конфликтов. Так что для "ястребов" в грузинской политике единственный способ изменить ситуацию - спровоцировать новый скандал с Москвой, который перечеркнет ранее достигнутые договоренности.

    Поэтому трудно сказать, в какой степени "утечка" информации, организованная МВД Грузии на родине и в США отвечала внешнеполитическим планам президента Михаила Саакашвили. Но так или иначе "ястребы" добились своего - дело, которое прежде было предметом обсуждения и расследования спецслужб, приобрело политический оттенок. И теперь Россия будет вынуждена реагировать на предъявленные обвинения.

    Но даже если предположить, что случившееся - очередная провокация со стороны грузинских властей, сфабрикованная при помощи американских коллег, нельзя отрицать, что провокация эта весьма умелая. Ее авторы ударили по одному из самых чувствительных для России мест - контролю над ядерными технологиями.

    Смерть бывшего полковника ФСБ Александра Литвиненко, скончавшегося в Лондоне от отравления полонием, уже бросила тень на Россию как на страну, которая не может полностью обеспечить сохранность радиоактивных материалов. В таких условиях "ядерный" скандал с участием нашей страны придется для антироссийских сил на Западе как нельзя кстати.

    Первая, пока еще очень осторожная реакция международных организаций начинает появляться уже сейчас. "Учитывая серьезные последствия взрыва устройства, произведенного из ядерных материалов, даже редкие инциденты с участием высокообогащенного урана или плутония представляют большой интерес", - заявила представитель Международного агентства по атомной энергии ООН Мелисса Флеминг. Не исключено, что за этими словами последует ряд более жестких заявлений.

    То, что грузинские "ястребы" сознательно стремились нанести имиджу России на мировой арене болезненный удар, выглядит очевидным. Они ждут, что наша страна заглотит предложенную "наживку". И скандал, который сегодня еще имеет локальный уровень переместится на международную арену, подлив масла в огонь конфликта между Москвой и Тбилиси.

    Между тем

    Но если не попадаться на эту приманку, переведя дело о ядерной контрабанде из политической, обратно, в сугубо уголовную плоскость, попытки грузинских "ястребов" спровоцировать очередной международный скандал плавно сойдут на "нет". Превратив дело о "ядерной контрабанде" в пример сотрудничества, а не конфронтации российских и грузинских спецслужб.

    Поделиться