26.01.2007 03:59
    Поделиться

    Поликлинники получили 4 тысячи единиц рентгеновской аппаратуры

    Отечественным поставщикам медицинского оборудования требуется защита

    Российская газета: Основные инвестиции в материальное обеспечение рентгеновской службы отечественного здравоохранения были сделаны еще тридцать лет назад. Cитуация выправляется?

    Юрий Варшавский: Результаты беспрецедентные. Таких объемов годовой поставки Россия не знала: 3247 современных аппаратов получили медучреждения, прежде всего первичное звено. И что очень важно: 83 процента - это продукция отечественного производства.

    РГ: И это хорошая аппаратура? Мы привыкли, что годится только импорт.

    Варшавский: Это отличная аппаратура. В России еще пятнадцать лет назад начал формироваться новый тип разработчиков и производителей оборудования для лучевой диагностики. Действуют они на принципах интеграции с мировым сообществом и взаимодействия с рынком комплектующих, а не готовых изделий. Это заложило основу отечественной индустрии, которая ныне в состоянии обеспечить почти 80 процентов базовой рентгеновской аппаратуры. Увеличены мощности предприятий, налажено взаимодействие с заказчиком и получателями оборудования с учетом местных условий. Создана сеть по установке и сервисному обслуживанию отечественной рентгеновской аппаратуры.

    РГ: Как тогда расценить информацию о том, что в некоторых регионах ящики с дорогостоящим оборудованием так и не распакованы?

    Варшавский: Такие примеры - единичные. Но, к сожалению, есть. Поставку оборудования взяло на себя федеральное ведомство. А подготовка кабинетов для их размещения - уровень региональный. И здесь были нестыковки.

    РГ: Теперь нет?

    Варшавский: Насколько мне известно, нет. Но обошлись они дорого. Еще дороже - глобальное недоверие. Росздрав стал жертвой эшелонированных проверок со стороны разных ведомств: уходила прокуратура, приходила Счетная палата. Уходила Счетная палата, приходило МВД и т.д. Время и силы тратились на оправдания, объяснения сложных профессиональных вещей.

    РГ: Может, были к тому основания?

    Варшавский: По большому счету, нет. Причина в ином: никогда ранее в нашу отрасль не вливали такое количество денег: государство дало возможность использовать для наших целей 7,5 миллиарда рублей. А печальный российский опыт свидетельствует: такие деньги притягивают не всегда праведные интересы.

    РГ: Но беда не только в глобальном недоверии, а еще и в том, что у нас время дилетантов.

    Варшавский: Мне позвонил весьма высокий чиновник и спросил: "Почему из получателей рентгеновского оборудования, как правило, исключены амбулатории сельских участковых больниц?" Я ответил вопросом на вопрос: "А вы когда-нибудь были хоть в одной из них?" Чиновник честно признался: "Никогда". И тогда я ему объяснил, что из себя представляют подобные учреждения. Там обычно две комнаты. В той, которая побольше, стоят кровати. Это называется стационаром. В другой, которая поменьше, смотрят больных. Это амбулатория. В штате не предусмотрены не только врачи-рентгенологи, но и лаборанты. Хорошо, если электричества хватает для достаточной освещенности. Комментарии не требуются?

    В Федеральном законе "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", как это ни странно, отсутствуют даже намеки на приоритеты отечественного производителя. То, о чем я говорил вначале, - опыт работы на российском рынке, возможности сервисного обслуживания и так далее - все это, согласно закону, не имеет никакого значения. Важна только цена. Чем она меньше, тем у поставщика больше шансов выиграть конкурс.

    РГ: Например?

    Варшавский: Недавно мы проводили испытания рентгеновского оборудования производства одной из китайских фирм. Она представила двенадцать видов аппаратов для их регистрации на нашем рынке. Половина из них в первый же день была отвергнута по причине их несоответствия российским требованиям. Никаких возражений со стороны производителей не последовало - они прекрасно знают истинную цену своей продукции: пятилетка качества в Китае объявлена отнюдь не случайно.

    Остальная часть изделий получила добро на наш рынок. Хотя никому не ведомы пока их эксплуатационные качества. Не говорю уже о том, что в нашей стране нет для них сервисной службы. Однако юридических препятствий для отказа нет: согласно закону к нам открыт путь для неапробированного оборудования. Потому, пока не поздно, нужно принять подзаконные акты, жестко регламентирующие поставку медицинского оборудования в рамках нацпроекта и защищающие отечественного производителя.

    Поделиться