По замыслу чиновников, новая магистраль пройдет из Унечи через Великие Луки в порт Приморск и позволит ликвидировать транзитные риски при поставках нефти в Германию и Польшу. Это предложение "Транснефти" о строительстве нового трубопровода было направлено в министерство еще до подписания соглашения об экспорте нефти между правительствами России и Белоруссии 12 января 2007 года.
Напомним, что после подписания договора о новой цене газа для Белоруссии, состоявшегося за несколько минут до наступления нового года, 1 января 2007 года белорусские власти ввели пошлину на транзит российской нефти через территорию республики. Но Россия тогда отказалась ее платить. А после того как стало известно об отборах российского топлива из трубы в счет погашения новых пошлин, Россия полностью прекратила прокачку сырья по белорусскому участку трубопровода.
В итоге поставки нефти в Европу начиная с 8 января были прекращены. И только после подписания нового российско-белорусского соглашения поставки нефти в европейские государства возобновились в полном объеме.
Между тем 23 января президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что потребует от России еще и платы за аренду земли под нефтепроводами на территории республики. Таким образом, "нефтяная война" продолжается, и европейские получатели российской нефти до сих пор не могут быть полностью уверены в стабильности поставок сырья.
Украина заявляла, что она готова в течение суток обеспечить поставку нефти европейским потребителям по своему участку нефтепровода "Дружба" в обход Белоруссии. Новый маршрут предполагает поставку сырья из России по приднепровским магистральным нефтепроводам, а затем по системе Одесса - Броды с выходом на "Дружбу". Но для этого необходимо было бы запустить в прямом режиме нефтепровод Одесса - Броды, который работает в обратном направлении для поставок нефти в черноморский порт Южный. Новый маршрут был бы длиннее, чем транспортировка нефти по "Дружбе" через Белоруссию, но дешевле железнодорожных и морских перевозок, считают эксперты.
Тем временем Польша готова воспользоваться и морским путем доставки нефти в страну. Как заявило польское руководство, доставка нефти морем - вопрос нескольких дней. Польша также проинформировала Германию о готовности помочь с поставками нефти двум ее нефтеперерабатывающим предприятиям, которые пострадали из-за конфликта между Россией и Белоруссией.
Дело в том, что единственный в Евросоюзе нефтяной терминал, способный перекачивать доставленную морским путем нефть в трубопровод "Дружба", находится в польском портовом городе Гданьске.