20idei_media20
    29.01.2007 05:40
    Рубрика:

    "Золотой Орел": Фаворитом года признан фильм "Остров"

    В пятый раз вручена национальная кинопремия

    Нигде в мире вручение кинематографических наград не проходит в главном производственном киноцехе. Олег Янковский вальяжно курит трубку и неспешно беседует с Глебом Панфиловым.

    Никита Михалков, в костюме, а не в смокинге, признался, что очень замотан: монтирует одну картину и снимает другую. В марте начнутся полномасштабные съемки "Утомленные солнцем-2". За руку с мужем пришла успешная и востребованная Виктория Толстоганова, которая отснялась в "Ветке сирени" у Павла Лунгина, а Никита Михалков пригласил ее на роль Маруси вместо Дапкунайте.

    Целую пресс-конференцию устроил артист Петр Мамонов. Он стал вроде гуру, лидера, почитаемый народом так же, как Шевчук, Высоцкий. Если бы не было Мамонова, не было бы и "Острова".

    Сцена пятой церемонии "Золотого орла" была оформлена лаконично. На заднике высвечивалась эмблема "Золотого орла", по бокам стояли две прозрачные трибуны в виде расправляющихся крыльев царь-птицы, олицетворяющей силу, зоркость, прозорливость и благородство.

    В 18.30, когда заполнился зрительский зал первого павильона, президент Национальной академии кинематографических искусств и наук России "Золотой орел" Владимир Наумов открыл церемонию: "Сегодня сила нашего кинематографа в его разнообразии. Сначала мы кинулись снимать одно и то же, фабульные картины, одна похожая на другую. А теперь, словно сквозь асфальт, пробиваются ростки - со всех сторон начинают появляться фильмы другого плана. Глубокие. Интересные".

    В первой номинации - "Лучшая женская роль второго плана" - "Орел" достался Чулпан Хаматовой, которая виртуозно сыграла роль иностранной журналистки в фильме Андрея Эшпая "Многоточие".

    "Лучшая мужская роль второго плана" - Виктору Сухорукову, а не Дмитрию Дюжеву, сыгравшему в "Острове" и тоже представленному в этой номинации.

    За "Лучшую операторскую работу" "Орлом" награжден оператор Андрей Жегалов (посмертно).

    "Лучшая мужская роль на ТВ" досталась Олегу Янковскому, сыгравшему в "Докторе Живаго".

    - Было что играть, - прокомментировал потом Олег Янковский.

    Интрига возникла во время объявления "Лучшей женской роли в кино". Многие ждали, что победит Рената Литвинова, сыгравшая богемную девушку в фильме "Мне не больно", а победила Анна Михалкова за роль в фильме "Связь". Это режиссерский дебют Дуни Смирновой, которой понадобились мешковатые герои, по словам Анны, и она пригласила Михаила Пореченкова и Анну Михалкову.

    Анна в воздушном цвета слоновой кости платье вернулась с золотым "Орлом", а Рената, которую академики прокатили, с гордо поднятой головой вышла из зала.

    "Лучшим режиссером" признан Павел Лунгин, который достиг творческой зрелости и снял фильм "для души и для кассы".

    - "Остров" - событие в моей жизни, - прокомментировал режиссер. - Я давно стучусь в эту дверь. Просто многие не понимали этого стука. Христианский смысл был во всех моих фильмах начиная от "Такси-блюз", где душа болит у человека, и эта боль все время проходила через мои фильмы. Это для всех нас очень важно понимать, потому что мы живем в луче христианской православной культуры.

    Петр Мамонов, победивший в номинации "Лучшая мужская роль в кино", за свою речь-проповедь сорвал овации, как и режиссер Роман Поланский, удостоенный "Орла" за вклад в мировой кинематограф.

    Фаворитом киногода признан фильм "Остров".

    Быть может, заметил мой сосед режиссер Дмитрий Астрахан, это было самое объективное голосование академиков за всю историю премии.

    Если предыдущая церемония сделала акцент на преемственности поколений в отечественном кино, то нынешняя - задала вектор развития отечественной киноиндустрии.

       ПОБЕДИТЕЛИ "ЗОЛОТОГО ОРЛА"-2006

    Лучший игровой фильм - "Остров"

    Лучшая режиссерская работа - Павел Лунгин ("Остров")

    Лучший сценарий - Дмитрий Соболев ("Остров")

    Лучшая женская роль в кино - Анна Михалкова ("Связь")

    Лучшая женская роль на телевидении - Инна Чурикова ("В круге первом")

    Лучшая мужская роль в кино - Петр Мамонов ("Остров")

    Лучшая мужская роль на телевидении - Олег Янковский ("Доктор Живаго")

    Лучшая женская роль второго плана - Чулпан Хаматова ("Многоточие")

    Лучшая мужская роль второго плана - Виктор Сухоруков ("Остров")

    Лучшая операторская работа - Андрей Жегалов ("Остров")

    Лучшая работа художника-постановщика - Виктор Юшин ("Доктор Живаго")

    Лучшая работа художника по костюмам - Эмма Беглярова ("Далеко от Сансет-бульвара")

    Лучшая музыка к фильму - Эдуард Артемьев ("Доктор Живаго")

    Лучший монтаж фильма - Дмитрий Киселев ("Дневной дозор")

    Лучшая работа звукорежиссера - Сергей Карпенко ("Дневной дозор")

    Лучший телефильм или мини-сериал - "В круге первом" (режиссер - Глеб Панфилов)

    Лучший сериал - "Доктор Живаго" (режиссер - Александр Прошкин)

    Лучший неигровой фильм - "С Романом Карменом... Путешествие в молодость" (режиссер - Виктор Лисакович)

    Лучший анимационный фильм - "Капитанская дочка" (киновидеостудия "Анимос")

    Лучший зарубежный фильм в российском прокате - "Возвращение" (Volver) (прокат в России - "Парадиз")

    За вклад в мировой кинематограф - режиссер Роман Поланский

       мнение

    Никита Михалков: Вектор кинематографу задан

    - Очень счастлив, что Павел Лунгин получил такое количество "Орлов". Это еще раз подтверждает, что мнение Академии независимо от личных взаимоотношений. Это мнения людей, которые понимают и могут оценить импульс своего коллеги, что он хотел сказать. То, что хотел сказать Лунгин и сказал во всех ипостасях - изображении, теме, тексте, игре, в художественном воплощении картины, - все это являет собой, на мой взгляд, на сегодняшний день мощный сгусток таланта.

    Самое главное - возник вектор кинематографа. Это не значит, что нужно снимать только про монастыри и про священников. Не об этом речь. Возник нравственный вектор, когда начали говорить о том, что очень важно в человеческом существовании, важно для тех, кто живет и хочет жить в своей стране.

    - В прошлом году фаворитом была "9 рота", в этом - "Остров". Достаточно крутой поворот. Фильм - на потребу зрителю и фильм духовного содержания, который собрал такую кассу?

    - Вы родились в стране читающей. Люди еще не забыли шелест страниц, когда их переворачиваешь. "9 рота" тогда была достойной. Если бы сегодня "9 рота" выступала в конкурсе с "Островом", то победил бы "Остров". Не потому, что одна картина хуже, другая лучше. Другой масштаб мышления, масштаб проблем и язык изложения.

       из первых уст

    Остров спасения Петра Мамонова

    Петр Мамонов живет в деревне Ревякино с женой и с кошками... Ему 56 лет. Культовая фигура отечественной рок-музыки.

    Вера пришла поздно - в 45 лет. До этого "метался, пил водку".

    Павел Семенович позвонил ему в деревню и сказал: "Петенька, без тебя не буду снимать это кино..."

    Про что фильм?

    Что Бог есть.

    Это остров спасения. Мамонов отказался, но потом поразмыслил "своим помутненным разумом", обратился к духовнику, и тот благословил.

    На премьеру "Острова" Мамонов пришел с авоськой в руках.

    На церемонию "Золотого орла" пришел с женой. Жена держала "Орла", а Мамонов давал интервью и автографы. К нему выстроилась очередь, как к старцу.

    Петр Мамонов был в грязных ботинках, и фотографы падали ниц, чтобы эти ботинки сфотографировать:

    - Я к этому фильму отношусь спокойно - это простое, честное, чистое кино. На днях умер оператор "Острова" Андрюша Жегалов... В киногруппе не было врача. Его можно было бы спасти, и Жегалов бы рядом с нами стоял на сцене.

    ...Евгений Леонов - гордость нации, умер оттого, что в "Ленком" два часа ехала "скорая помощь". Это беспечностью назвать трудно. Это похоже на заговор. До тех пор пока мы будем воротить свой носик в сторону денег, мы кончимся очень скоро. Лет через сорок.

    Население нашей страны на 10 млн. в год становится меньше: из них 4 млн. детей мы убиваем сами. 4 млн. ушаковых, суворовых, лермонтовых, пушкиных погибают из-за абортов.

    У меня младшему сыну 25 лет. Если так будет продолжаться, мой внук будет подсобным рабочим на нефтяной скважине хозяина-китайца. И они покажут нам религию. Не надо нас завоевывать...

    - Как вы объясняете успех фильма?

    - Кассовые сборы "Острова" показали, что людям не нужна порнуха, "Дьявол носит "Прадо", "все и сразу - и уступи соблазну" и Мадонна, которая лезет на крест в центре Третьего Рима. Если где и осталось христианство, то только в России.

    - Как вы отважились молиться в кадре?

    - Что значит "отважились"? Как мы отваживаемся не молиться и жить без Бога? Если мы живем без Бога - мы живем с дьяволом. Потому что тьма - это отсутствие света. Если отрезанный цветочек поставить в воду, он простоит 10 дней в стакане и завянет. Так и мы - отваживаемся не молиться, не просим Бога о помощи, чтобы он спас нашу страну, наших детей. Кругом игровые автоматы. У нас в провинции человек проиграл в игровой автомат зарплату, взял кредит в банке, потом дом проиграл и повесился, это воспринимается спокойно...

    - Сегодня духовные поиски людей заменены поиском денег...

    - Это не национальная идея. Это идея дьявольская, которая владеет всем миром. И будет конец света, когда денежки сосредоточатся в руках одного человека.

    Кто из нас готов за Христа пояс надеть? Да никто. За стакан водки продадут мать родную, и я в том числе.

    - Вы зареклись не сниматься...

    - Но на этот раз я решил: нет, если Бог послал такой сценарий, я сниматься буду. И вся группа так работала. Не пил никто. Счастье было великое.

    - В чем смысл жизни?

    - В соединении с Богом и в любви к друг другу.