20idei_media20
    30.01.2007 03:40
    Рубрика:

    Российских нефтяников обвинили в "политическом повышении цен на нефть"

    Российские нефтяные компании обвиняются в "политическом повышении цен на нефть"

    А все дело в том, что отсутствие до 2007 года экспортной пошлины на российскую нефть делало поставки российской нефти в Беларусь крайне выгодными: такого не было ни в одной из стран. Сейчас же российские компании должны платить пошлины, что, естественно, удорожает поставки для Беларуси. Но поскольку наступила пора рыночных отношений, то претензии Лукашенко в "политическом повышении цен на нефть" в адрес российских компаний, что называется, из прошлых времен. Поясним, что объектами критики Лукашенко, судя по всему, выступили "Сургутнефтегаз", на долю которого приходится почти 30 процентов поставок нефти в Беларусь, "Роснефть" - 25 процентов, "Газпромнефть" - 13 процентов, "ЛУКОЙЛ" - 11 процентов, "Славнефть" - 10 процентов, "РуссНефть" - 6,5 процента.

    И этот демарш дал старт новой "торговой войне". Так, ряд российских СМИ со ссылкой на "Интерфакс" распространили 26 января сообщение о том, что "Транснефть" предлагает построить нефтепровод в обход Беларуси, чтобы устранить транзитные риски при поставках нефти в Польшу и Германию. Магистраль протяженностью около 1000 км, в случае ее создания, будет проходить в Псковской и Ленинградской областях по маршруту Унеча - Великие Луки - Приморск с мощностью 50 миллионов тонн нефти в год. По этой же информации, изучается вопрос об увеличении поставок нефти на Киришский НПЗ, принадлежащий "Сургутнефтегазу", с 20 до 24 миллионов тонн в год с последующей отгрузкой через Приморск. Назван и еще один вариант - увеличение поставок из нефтепровода Ярославль - Кириши - Приморск (Балтийская трубопроводная система). Однако вчера в центре общественных связей минпромэнерго эту информацию комментировать отказались.

    Что же до отозванного вчера нашумевшего заявления Александра Лукашенко об аннулировании нефтяных договоренностей с Россией, то оно вполне ложится в русло новой политики Беларуси. И ее суть ряд экспертов обозначают как попытку разыграть против России карту озабоченности Евросоюза своей энергетической безопасностью.

    Вспомним, что следующим шагом Лукашенко после урегулирования кризиса стала инициатива по взиманию арендной платы за землю под российскими трубопроводами на территории Беларуси. На это вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев заявил, что проходящие по территории Беларуси нефтепроводы не имеют отношения к "Транснефти": земля под ними является белорусской собственностью. И вот теперь Лукашенко предложил вновь ввести дополнительные пошлины за прокачку российской нефти по территории страны.

    Подобную тему, кстати, эксплуатируют и некоторые белорусские эксперты. Их аргументы таковы. Подорожание газа для республики в два раза и новая ситуация с поставками нефти будут иметь негативные экономические последствия не только для Беларуси, но и для России. Экономики двух стран тесно связаны, многие предприятия работают по кооперации с российскими и поставляют продукцию в Россию. Теперь она, разумеется, станет более дорогой. Из российской нефти в Беларуси вырабатывается продукция нефтехимии и нефтепродукты, значительная часть которых также поступает в Россию. Российская компания "Славнефть" является акционером Мозырского НПЗ, в Беларуси действует сеть автозаправок российских нефтяных компаний. А официальный Минск усиленно ищет пути "обхода Москвы". Недавно первый вице-премьер белорусского правительства Владимир Семашко заявил, что Минск рассматривает возможность поставок нефти в Белоруссию из балтийских портов по трубопроводу Вентспилс - Новополоцк. Называется срок проекта, пока не утвержденного, в 2,5 года.