Дорог общего пользования в регионе сейчас насчитывается более семи тысяч километров. По ним движутся нарастающие потоки грузов как в Европу, так и в Азию. Большинство трасс рассчитано на нагрузку в шесть тонн на ось, но на практике она нередко намного больше. В результате, как утверждает областной министр транспорта Борис Ардалин, дороги выходят из строя раньше положенного срока, их постоянно надо латать, а где взять деньги?
Потому-то областное правительство и решило взимать плату с большегрузных автомобилей, которые априори больше всего разбивают трассы и чей ремонт все дороже обходится местному бюджету. Проект соответствующего постановления предусматривает, что платить придется от 110 до 1620 рублей за каждые сто километров пути в зависимости от веса груза. А грузоперевозчики будут получать разрешение на проезд от ГИБДД только после предъявления квитанции Сбербанка об оплате соответствующего сбора.
В минтрансе пока не называют ожидаемой суммы, но тем не менее уверены, что она сможет покрыть практически весь ущерб, который наносится дорожному хозяйству региона большегрузным транспортом.
И хотя постановление еще не принято, его проект уже вызвал возмущение местных автотранспортников. Старший менеджер одной транспортно-экспедиционной компании Андрей Крупнов в разговоре с корреспондентом "РГ" подчеркнул, что тягачи мощностью от 300 лошадиных сил и выше и без того облагаются повышенным транспортным налогом в расчете 60 рублей за лошадиную силу. Кроме того, налогом облагаются и грузовые прицепы. В результате владелец 300-сильного тягача и прицепа объемом 86 кубометров платит ежегодно 22 тысячи рублей. Крупнов не исключает, что водители и владельцы большегрузов, "задушенные" новыми сборами, либо уйдут с работы, либо начнут бастовать. Он считает, что даже если сегодняшние сборы увеличить, то все равно нет никакой надежды на то, что качество дорог (а оно в регионе действительно хуже, чем даже у соседей) хоть немного улучшится.
По словам другого автотранспортного менеджера Людмилы Ивановой, в настоящее время рынок грузоперевозок перенасыщен, тарифы на них, а соответственно и доходы перевозчиков падают. Дополнительная оплата может привести к тому, что многие перевозчики просто самоликвидируются, что приведет к росту безработицы. Иванова, как и другие перевозчики, с которыми удалось пообщаться корреспонденту "РГ", также считает, что если бы областные власти хотели отремонтировать дороги, то давно начали бы это делать. Без всяких дополнительных сборов, так как все перевозчики добросовестно платят транспортный налог. Резкое увеличение сборов приведет к коммерческому краху большинства самарских грузоперевозчиков. Их станет меньше, вырастут тарифы на перевозки, а расплачиваться за повышение цен придется конечным покупателям перевозимых грузов. Иногородним же перевозчикам, очевидно, придется искать обходные маршруты, минуя Самарскую область, поскольку, пока найдешь филиал Сбербанка, пока заплатишь сбор и предъявишь квитанцию в ГИБДД, получишь разрешение на маршрут, потеряешь столько времени, что его хватит на любой объезд.