Единые электронные проездные не нравятся ни молодым, ни пожилым


Введение безлимитного электронного проездного для студентов затянулось. Лидеры областного молодежного парламента и ряда студенческих профсоюзных организаций организовали пикет напротив окон городской администрации.
Особенно символично выглядит новая дата введения дополнительного (безлимитного) тарифа — 1 апреля. Учащиеся отреагировали на это плакатами «Хватит дурить студента!» и «Не тяните резину».

Напомним, что молодежь города осенью несколько раз выходила на пикеты, после чего губернатор Виктор Толоконский подписал распоряжение, в котором рекомендовал городским властям дать студентам возможность пользоваться безлимитным тарифом с фиксированной оплатой. То есть, по сути, электронным аналогом прежнего бумажного проездного.
При этом в муниципальном транспорте сохранится и нынешний порядок оплаты проезда для студентов: при пополнении транспортной карты на любую сумму скидка составляет 50 процентов. Но эта схема выгодна лишь тем, кто нечасто пользуется транспортом. Расходы же студентов, живущих на значительном удалении от своего вуза, после отмены бумажного проездного выросли в несколько раз. По крайней мере, так утверждают сами студенты.

Мэр Новосибирска Владимир Городецкий заверил молодежь, что рекомендация губернатора будет выполнена. В качестве срока введения требуемого студентами тарифа сначала назвали январь 2007 года. В декабре мэр заявил, что проездной появится с февраля. Уже в наступившем году появилась информация о том, что ждать новый тариф студентам стоит лишь в марте, а в конце января руководитель городского департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Андрей Ксензов заявил, что воспользоваться проездным можно будет не раньше 1 апреля.

В областной администрации на все вопросы студентов отвечают, что со своей стороны все необходимое сделали: в бюджете выделены средства и разработан механизм, по которому транспортникам будут компенсировать дополнительные расходы, поэтому время затягивает именно мэрия. Городские чиновники в свою очередь объясняют задержку тем, что введение безлимитного тарифа требует подготовки. Вместе с тем разработчики системы электронной оплаты говорят, что технических проблем нет, все готово к вводу дополнительного тарифа: осталось подготовить документы для расчета его стоимости и утвердить их в комиссии по контролю за обоснованностью цен на товары и услуги муниципальных предприятий. При этом чиновники мэрии отмечают, что безлимитный тариф вряд ли будет пользоваться большой популярностью, ведь отдать за месячный проезд студенту придется 450 рублей. Если не использовать эту сумму в течение месяца, то она «сгорит».

В итоге лидеры двух десятков молодежных организаций написали открытое письмо Владимиру Городецкому с просьбой взять под личный контроль процесс внедрения безлимитного тарифа.

В то же время ряд лояльных мэрии студенческих организаций — участников Новосибирского студенческого форума, посовещавшись, приняли резолюцию о том, что студентам нравятся нынешние транспортные карты, мол, это и выгодно, и удобно. Но тогда откуда берутся пикеты протеста и открытые письма представителям власти?

Пока же в центре обслуживания ЕТК продолжается пополнение карт для студентов, получающих ежемесячную дотацию мэрии на транспортные расходы. Такие меры социальной поддержки нуждающимся студентам утверждены постановлением мэра Новосибирска. Поддержку власти получат те, кто обратился в социальную службу и оформил дотацию. Впрочем, их оказалось удивительно немного — 318 человек. Еще меньше смогли закончить оформление и обратились в центр обслуживания карт — всего 17 учащихся! На карточки им ежемесячно перечисляется по 150 рублей. Это реальная помощь студентам или ее имитация?

Между тем

Внедрение электронной социальной транспортной карты также идет со скрипом. Пенсионеры вынуждены выстаивать огромные очереди, с тем чтобы даже не получить вожделенный проездной, а лишь оформить заявление на его выдачу. В январе записывали уже на март. Так что и здесь впору вспомнить о дате 1 апреля.
Еще запутаннее ситуация с проездными для школьников. По идее, они должны быть такими же, как для студентов, – со скидкой 50 процентов. Но если в вузах процесс оформления и выдачи проездных провели своими силами, то в школах этим заниматься просто некому. В итоге учащиеся ежедневно путешествуют на занятия вообще без всяких скидок.