Реформа в социальной сфере снизит гибкость региональных бюджетов

Социальные расходы российских регионов увеличились с 31 процента общих бюджетных расходов в 2003 году до 41 процента в первом полугодии 2006 года. При этом аналогичные расходы федерального бюджета постепенно снизились с 26 до 22 процентов, а соответствующие расходы местных органов власти сократились с 43 процентов до 37 процентов. Доля социальных расходов в консолидированных региональных бюджетах увеличилась с 43,9 процента в 2003 году до 58,7 процента в первом полугодии 2006 года, в то время как расходы на экономическое развитие сократились с 41,2 процента до 27,9 процента, что было обусловлено прежде всего сокращением дорожного строительства в связи с отменой целевых налогов на пользователей автодорог и владельцев транспортных средств.

Повышение социальных расходов ограничит возможности региональных властей по осуществлению капитальных расходов и заставит их прибегать к долговому финансированию объемных и срочных инвестиций, которые необходимы для модернизации изношенной инфраструктуры. Однако снижение гибкости бюджета может уменьшить реальные возможности властей по привлечению долгового финансирования, поэтому все более значимыми рейтинговыми факторами становятся бюджетная дисциплина и качество управления. Ухудшение кредитоспособности может произойти в тех регионах, где жесткая структура бюджета и изношенная инфраструктура сочетаются с отсутствием четкой стратегии развития и активной политики привлечения заимствований для ее реализации.

Институциональные факторы играли второстепенную роль при присвоении кредитных рейтингов российским регионам из-за высоких темпов роста доходов и денежных средств, которые обеспечивали защиту кредиторов. Однако усиление давления со стороны социальных расходов постепенно приведет к сокращению такой защиты, что сделает качество управления одним из определяющих факторов для кредитных рейтингов субъектов РФ, отмечает Fitch.

Согласно реформе системы социального обеспечения произошло перераспределение расходных обязательств между органами власти различных уровней, что привело к смещению расходного бремени на бюджеты российских регионов. Реформа также нацелена на повышение эффективности и качества бюджетных услуг за счет смещения фокуса на производство общественно значимых товаров и на предоставление бюджетных услуг, а не поддержание существующих объектов социальной инфраструктуры, таких как школы, больницы, дома престарелых и детские дома.