30.01.2007 03:00
    Поделиться

    На Южном Урале начался сбор средств для солдата-земляка, до полусмерти избитого сослуживцем

     Новогодний синдром

    Врачи говорят о "повышении двигательной активности" по-прежнему находящегося между жизнью и смертью бойца. Родственники в улучшение не верят и намерены добиться перевода Владимира в Московский госпиталь имени Бурденко. Туда, где до сих пор лечится другой покалеченный армией уралец - Андрей Сычев…

    Что же все-таки происходит в армии в новогодние и рождественские каникулы? Или казармы переходят на нелегальное положение (рядовому Андрею Сычеву оно стоило трехчасовых мук и обеих ампутированных впоследствии ног. - Ред.). Или порядок в них наводят не те командиры? Трудно сказать, что хуже: просидеть три часа на корточках по команде сержанта-старослужащего или попасть под руку чересчур ретивого прапорщика, после праздничного застолья "снизошедшего" до личного состава. В последнем телефонном разговоре с отцом Володя – крепкий, вскормленный на сельском молоке парень, спортсмен-самбист - сказал, что не решился дать отпор прапорщику Чурину, потому что это подсудное дело. Да и не мог он, решив идти по стопам деда, кадрового военного, отдавшего армии всю свою жизнь, ударить командира.

    Согласно постановлению следователя военной прокуратуры Нижегородской области майора юстиции Руслана Злобина, "прапорщик Чурин С. Г., превышая свои должностные полномочия, действуя дерзко и цинично, желая добиться выполнения своих команд, в присутствии других военнослужащих, нанес Шураеву многочисленные, не менее десяти, удары кулаками в голову, не менее пяти ударов локтем в шею и не менее одного удара обутой в ботинок с высоким берцем ногой в голову.

    В результате умышленных преступных действий прапорщика Чурина С. Г. рядовому Шураеву причинены закрытая черепно-мозговая травма, ушиб головного мозга тяжелой степени, которые вызвали угрожающее жизни Шураева В. В. состояние комы. Рядовой направлен в гарнизонный военный госпиталь, где в тяжелом состоянии находится по настоящее время".

    Ложь во спасение?

    Поселок Коелга Еткульского района, откуда призван в армию Владимир Шураев, - небольшое пятнышко на карте области, известное своим мраморным производством и крепким сельским хозяйством. Отец Владимира Владимир Викторович прожил здесь всю свою жизнь. Работал на руднике "Коелга-мрамор", где из-за несчастного случая получил третью группу инвалидности. Сейчас трудится в совхозе, на складе.
    В однокомнатной квартире Шураевых - две кровати, стол и телевизор. Немудреный холостяцкий быт. Мама Вовки погибла в автомобильной катастрофе, когда тому было всего 12 лет. С тех пор отец Шураев воспитывает сына один. Известие о несчастье в армии ударило Владимира Викторовича в самое сердце.
    - Ведь мог дома остаться! Ему, как сыну инвалида, отсрочка полагалась. Нет, говорит, хочу, как дед, военным стать. Документы на контракт собирался подать, в военное училище поступить. В учебке в Волгограде не кис, все шутки эсэмэсками отправлял. Балагурил. Типа этой (находит в памяти телефона): "Чтоб здесь до дембеля прожить, нужно с поваром дружить!"

    А 24 декабря с наступающим Новым годом поздравил и с днем рождения, который у меня 1 января: "Пусть в новом году здоровья будет больше, от сына счастлив будь родной!" - смахивает скупую слезу Владимир Викторович.

    В этот же день Володя позвонил еще раз и между поздравлениями сказал, что старшина роты Чурин врезал ему. А на следующий день отправил странную эсэмэску: "Береги здоровье, оно главное в жизни. А у меня, не поймешь, врачи докопались до того, что два сотрясения". Датировано 9 часами утра 25 декабря. С тех пор никаких вестей от сына Владимир Викторович не получал. 1 января ему на мобильник позвонил не назвавший себя офицер и успокоил: мол, сын с простудой лежит в медсанчасти, а позвонить не может, потому что на мобильнике деньги закончились. И только 22 января пришла телеграмма за подписью некого Забурдяева с текстом: "Повторно сообщаем ваш сын находится госпитале тяжелом состоянии".

    В этот же день Владимир Викторович Шураев, взяв все отложенные на черный день деньги, выехал в Нижний Новгород.

    - Сразу с поезда пошел в военную комендатуру, - рассказывает Шураев-старший. - Оттуда позвонили в часть, где служил сын, попросили прислать за мной машину. Машина так и не прибыла. Пришлось добираться до госпиталя своим ходом. Хорошо еще в госпитале место в палате выделили. Двое суток с сыном просидел, разговаривал, руки массировал - он с ними согнутыми в локтях, прижатыми к груди застыл. Володя за все это время только один раз на секунду глаза открыл и снова в кому впал.

    Больше всего Владимир Викторович недоумевает, почему о состоянии сына ему сообщили только 22 января. Да еще и "повторно". Никакой телеграммы до того не приходило. Это подтвердили и на почте в ответ на официальный запрос Нижегородской военной прокуратуры. Военные хотели замять дело?

    Еще непонятней, почему в постановлении военной прокуратуры о признании рядового Шураева потерпевшим значится, что инцидент с прапорщиком Чуриным имел место в около 15 часов 28 (!) декабря. В то время как сын сообщил о нанесенных ему прапорщиком побоях еще 24-го, а о двух сотрясениях мозга - 25-го! Нестыковки в показаниях?
    По словам отца, прапорщик Сергей Чурин переведен в другую часть, дабы он не мог оказать давления на свидетелей обвинения. Поговорить с сослуживцами сына Владимиру Викторовичу не удалось. Машину за ним так и не прислали, сославшись на проходящие в части учения. Встреченного в прокуратуре солдата-бегунка из той же части спросил: "Володю Шураева знаешь?" Тот ответил утвердительно, после чего вмешался конвой, запретив все разговоры с арестованным. Вчера ответы на возникшие вопросы корреспондент "РГ" попытался получить в военной прокуратуре - у следователя Руслана Злобина.

    Звонком из Челябинска Руслан Владимирович живо заинтересовался. Спросил, откуда "Российской газете" известен номер его мобильного телефона. Однако все вопросы о ходе следствия и нестыковке в датах ЧП в в/ч 31688 оставил без ответа. Дескать, ему по долгу службы ничего комментировать не положено.

    Спасти рядового Шураева

    В Челябинске всплывшее только через месяц ЧП еще с одним южноуральским бойцом произвело эффект неразорвавшейся бомбы. Слишком близки еще воспоминания о событиях января прошлого года, сделавшие Южный Урал притчей во языцех в развернувшейся кампании против армейского беспредела. Имя Андрея Сычева прогремело на всю страну, всколыхнуло общественность и правозащитников. Однако по какой-то необъяснимой причине обошло стороной саму армию. Виновных вплоть до разжалованного начальника Челябинского танкового училища наказали. Даже само училище решено расформировать, чтоб неповадно было. Однако в Нижнем Новгороде выводов не сделали. Или сработал принцип портупеи ("все тупею и тупею". - Ред.), по которому прапорщик в своем подразделении сам себе бог, царь и министр обороны? Армия продолжает оставаться самой закрытой для общества структурой. Поражает, как похоже развивались истории Андрея Сычева и Владимира Шураева. И в Челябинском, и в Нижегородском гарнизонах известие о ЧП замалчивалось несколько недель. Скрывалось любой ценой - ценой жизни и здоровья пострадавших солдат. 

     мнение

     Наталья Жукова,  председатель Нижегородского комитета солдатских матерей: 

     - Никакой информации из прокуратуры получить невозможно, сколько бы мы ни пытались. Игра с датами наводит только на одни размышления: военные пытались скрыть ЧП. Несколько дней держали парня в войсковой санчасти. И только когда увидели, что сделать уже ничего нельзя - парень просто умрет в санчасти, - передали его в военный госпиталь. Такое у нас уже было в 245-м полку той же Сормовской дивизии. Не исключен и другой вариант развития событий. Возможно, прапорщик Чурин избил мальчишку еще раз, когда тот обратился в санчасть. Передайте отцу последнюю информацию: мальчика на днях эвакуировали в Подольский окружной госпиталь в Подмосковье. Сюда ему к сыну ехать уже не следует. 

    Геннадий Осипов,  прокурор Нижегородского военного гарнизона:

    - По происшествию в данной войсковой части возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 286 "Превышение должностных полномочий с применением насилия и причинением тяжких последствий", предполагающей наказание на срок от 3 до 10 лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности на срок до трех лет. В настоящий момент проводятся экспертизы и другие следственные мероприятия. О результатах следствия можно будет говорить не раньше начала
    марта. 

    Дмитрий Вяткин,  вице-спикер Законодательного собрания области, председатель комитета по законодательству:

     - Происшествие в Нижнем Новгороде требует самого тщательного разбирательства. Мы постараемся пристально следить за ходом следствия. Естественно, семье пострадавшего будет оказана всемерная поддержка.

    Реквизиты для перечисления средств в помощь рядовому Владимиру Шураеву: Шураев Владимир Викторович Счет № 42307810772131750675 Филиал 6930/00035 Сбербанка России г.Коркино, Челябинской области, ИНН 7707083893, БИК 04750160, ОКВКУ № 6930/35, с.Коелга, Советская, 7

    Поделиться