Трон представляет собой двухметровую деревянную композицию с декором из условных знаков - символов власти. Его основание напоминает юрту, а место сидения ассоциируется с формой карнизов монголо-тибетских строений. За троном - застывший в почтении к своему господину воин-ординарец.
Магомед Хабичев, которого друзья и коллеги называют "карачевским Микеланджело", не имеет семьи, он полностью посвятил себя творчеству, живет рядом со своими работами. Рядом с троном, который на фоне убогой обстановки выглядит каким-то музейным экспонатом, предметы нехитрого быта и велосипед, на котором мастер преодолевает большие расстояния. Телевизора нет - художник предпочитает живое общение. К тому же поток информации, несущейся с голубого экрана, мешает творчеству.
Трон Чингисхана стал вторым после создания аналогичной композиции, которая уехала в Казань. Оба трона выполнены из ствола мощного высокогорного клена. Причем скульптор, который искал "звонкое" и пластичное дерево, не губил его, напротив, дал новую жизнь срубленному великану, который намеревались использовать как обычный строительный материал в курортном поселке Домбай.
Как рассказал мастер, идея создать произведение искусства в виде того, что считается мебелью, пришла неожиданно. Хотя любовь к резьбе по дереву могла передаться от его отца-краснодеревщика. Примерно десять лет назад, когда в Переславле-Залесском Магомед делал обыкновенную и вроде бы нетворческую работу - резное кресло, его еще до завершения выкупил незнакомый искусствовед. Тогда скульптор и решил, что творческий замысел можно выразить через декоративную пластику. Ближе к тысячелетию Казани появился образ - трон для казанской принцессы Сиюмбике. Хабичев выполнил эту композицию в Карачевске, назвав ее "Корона Казанской царицы" (девушка в ожидании хана держит корону над троном).
Дальнейшая судьба первого трона была как будто прописана наперед. Буквально за несколько дней до отъезда в Казань правительственной делегации Карачаево-Черкесии фотографии "Короны" совершенно случайно попались на глаза супруге президента КЧР. Так трону и суждено было стать эксклюзивным подарком главе Татарстана Минтимеру Шаймиеву на тысячелетие столицы республики.
Кресла великих древних правителей, выполненные Магомедом Хабичевым, принесли скульптору неожиданную известность. "Корону" поместят в музей, который планируют открыть на территории Казанского Кремля в башне, выстроенной казанским ханом в память о принцессе Сиюмбике.
На создание трона Чингисхана ушло около трех лет. Толчком послужил приближающийся юбилей монгольской империи. Только на подготовку исходного материала - сушку и борьбу с микротрещинами - ушло около года. До сих пор на столе в мастерской лежит исторический очерк о Монгольском ханстве, собранный в библиотеках Европы и впервые изданный в 1929 году. Параллельно с этой работой Хабичев собирал материалы в Интернете, общался с учеными-историками Карачаево-Черкесии и Калмыкии. Все аксессуары к своей работе тщательно подбирал в ювелирных магазинах. При взгляде на готовый и, очевидно, удобный трон, где учтены все особенности анатомии человека, а на сидении уложен мягкий белый войлок с плетением в виде символа власти, кажется, что монгольский диктатор сейчас займет свое место. Конечно, никто его трон не видел - атрибут власти создан с помощью существующих знаний о той эпохе и творческого воображения. Как следует из заключения расширенного художественного экспертного Совета ЮФО, он "представляет собой художественно-историческую ценность и может войти в разряд раритетов по версии ЮНЕСКО". За всю свою историю Совет впервые дал такую оценку художественному произведению.
Как рассказал корреспонденту "РГ" министр культуры Карачаево-Черкесии Рамазан Бароков, учитывая оценку экспертов ЮФО, правительство республики готово официально сделать заявку в представительство ЮНЕСКО, но пока не знает, какой должна быть форма необычного предложения в ООН по вопросам образования, науки и культуры.
Анатолий Мельников,
председатель краснодарской краевой организации Союза художников России, заслуженный художник России и расширенного художественного экспертного совета ЮФО:
- В этой работе есть историческая достоверность, видно, что автор изучал культуру той эпохи, документы. Обычно в таких случаях речь идет только о художественной ценности, а здесь добавляется еще культурная и историческая значимость. Работа уникальна, она выполнена так, как будто трон создавался во времена Чингисхана.