В рамках нацпроекта созданы два новых федеральных университета - Сибирский и Южный. Сегодня о перспективах развития СФУ "РГ" рассказывает ректор, академик РАН Евгений Ваганов.
Российская газета | Евгений Александрович, на каком этапе находится становление вуза?
Евгений Ваганов | На первом. Четыре вуза - Красноярский государственный университет, Красноярский государственный технический университет, Государственный университет цветных металлов и золота, Красноярская государственная архитектурно-строительная академия - окончательно влились в состав Сибирского федерального университета. Есть уже все формальные атрибуты, создается структура руководства. Программа развития, рассчитанная на 2007-2010 годы, четко определена и амбициозна. Ее проект рассмотрен Рособразованием и передан в правительство на согласование.
СФУ будет работать по трем направлениям: многоуровневой образовательной, инновационной и научно-исследовательской деятельности. Более конкретные задачи определит научно-координационный совет, который сейчас создается. Решается вопрос об организации попечительского совета, в который войдут федеральные и краевые чиновники, представители бизнеса.
РГ | Чем все-таки федеральный университет будет отличаться от других вузов?
Ваганов | В России сегодня немало очень солидных вузов. Если брать наш регион, то это, например, технический и государственный университеты в Томске. Нужно взять все самое лучшее и, естественно, использовать мировой опыт. Есть приоритеты для Сибири: энергетика, цветная металлургия, добывающая отрасль, космическая техника. На них и будет делаться акцент.
РГ | Многим не понятно: почему именно Красноярск избран местом для создания федерального университета? Почему не Новосибирск с Сибирским отделением Российской академии наук, не Томск с его старейшим за Уралом университетом?
Ваганов | Наравне с мощными образовательными, научными школами появится еще одна - разве это плохо? А потом, Красноярский край всегда отличался крупными инвестиционными проектами. В регионе острая необходимость в высококвалифицированных специалистах. Кроме того, СФУ даст научные и опытно-конструкторские наработки, которые будут использоваться при реализации инвестпроектов.
Еще один немаловажный фактор - отношения с Китаем, а связи у нас долговременные. Сибирский федеральный университет может сыграть серьезную роль в образовательном и научном сотрудничестве с этой страной.
РГ | То есть СФУ будет максимально включен в экономические процессы?
Ваганов | Конечно. Край после объединения с Таймыром и Эвенкией ждет приток больших инвестиций. Вслед за сырьевой промышленностью неизбежно будет развиваться производство. Одна из важных задач университета - включение научного, интеллектуального потенциала в решение этой задачи.
РГ | А потенциал достаточен?
Ваганов | Конечно. У вузов, которые вошли в состав СФУ, авторитетный профессорско-преподавательский состав. Будем привлекать к работе талантливую молодежь. Планируется активное сотрудничество университета с Сибирским отделением РАН, что увеличит возможности вуза в фундаментальных исследованиях. И такой опыт тоже есть. Речь идет о совместных лабораториях для подготовки магистров и аспирантов, создании единой информационной системы.
РГ | Собираетесь ли вы привлекать иностранных преподавателей, ученых?
Ваганов | Многие из моих коллег, с которыми давно и успешно работаю, уже откликнулись. Причем с конкретными предложениями, какие курсы готовы читать в нашем вузе. Говорю только про себя, но ведь преподавателей, связанных с иностранными специалистами давними партнерскими отношениями, у нас очень много. Как это с толком реализовать? Необходимо решить проблему языкового барьера: далеко не все наши студенты владеют английским.
РГ | Евгений Александрович, а насколько развито будет гуманитарное направление?
Ваганов | Это обязательная и очень важная составляющая любого университета. В программе заложен широкий спектр гуманитарных специальностей, образно говоря, речь идет о создании в его рамках института человека.
РГ | Ваше отношение к Болонской системе высшего образования?
Ваганов | Думаю, надо брать на вооружение опыт отечественной высшей школы и все лучшее из многоуровневой системы. Главное достоинство последней: студент на младших курсах, получив базовое образование по одному из направлений, может впоследствии сознательно выбрать интересующую его специализацию. В многоуровневой системе есть разумное составляющее. Она более гибка. Другое дело, что ее внедрение потребует времени.
РГ | Собираетесь ли создавать университетский городок - кампус?
Ваганов | Очень надеюсь, что он появится. Но сначала достроим корпус архитектурно-строительной академии, библиотеку, университетский информцентр. Для городка уже выделена площадь в 300 гектаров. Кампус - важное и нужное дело для работы университета такого уровня. Это понимают в Министерстве образования и науки Российской Федерации, в администрации края и краевом парламенте.
РГ | Когда университет выйдет на заявленный уровень?
Ваганов | Часть стратегических задач решим до 2010 года: это инфраструктура, развертывание активной научно-исследовательской и инновационной деятельности. А вот о качественных изменениях в системе образования, думаю, можно будет говорить к 2015 году. Нужно сделать два полных выпуска студентов, чтобы оценить результаты.