В понедельник, 29 января, в 23.12 по московскому времени был отключен от сети (с остановкой реактора) первый энергоблок на Балаковской АЭС.
Как сообщил главный инженер станции А. Шутиков, это было сделано для устранения неисправности в цепях электропитания систем, важных для безопасности. Остановка произведена оператором в соответствии с технологическим регламентом без автоматических срабатываний защит по технологическим параметрам.
Состояние радиационной обстановки на АЭС и в окружающем ее регионе - без изменения. Нарушения пределов и условий безопасной эксплуатации не было. Причины неисправности, повлекшей остановку первого энергоблока Балаковской АЭС, выявлены и устранены вчера утром к 10.15. В тот же час станция подала заявку на пуск этого блока.
Аварийная ситуация с ядерным топливом на АС "Пакш" успешно преодолена. Второй энергоблок введен в строй и работает на проектной мощности.
Генеральный директор энергогенерирующей компании Венгрии (MVM) Иштван Кочиш официально объявил об этом на пресс-конференции, которую провели для пущей убедительности прямо в реакторном зале того самого энергоблока, где 10 апреля 2003 года случился опасный инцидент.
Тогда при промывке извлеченных из реактора топливных кассет по технологии и на оборудовании французско-немецкой фирмы Framatome ANP был допущен их перегрев и, как следствие, - разрушение. Фрагменты 30 кассет и выпавшее из них облученное ядерное топливо образовали хаотичное скопление в так называемом баке очистки.
Инциденту был присвоен третий уровень по международной шкале оценки событий в сфере ядерной безопасности INES ("серьезный инцидент"). Несмотря на то что реактор повреждений не получил, энергоблок был остановлен. В мае 2003 года, после объявления международного тендера, АС "Пакш" получила два предложения на выполнение подготовительных работ - от российской компании "ТВЭЛ" и Framatome ANP.
По признанию господина Кочиша, который был в то время директором АС "Пакш", венгерские специалисты оказались перед непростым выбором. Казалось бы, следовало довериться французам, которые признавали часть вины за собой и согласились на страховые выплаты - как ответственная сторона за оборудование и технологию промывки. Но тендерная комиссия сделала выбор в пользу России. И не только потому, что проект восстановительных работ, предложенных корпорацией "ТВЭЛ", требовал затрат в 3,5 раза меньше, чем аналогичные предложения французов.
- Мы поставляли, поставляем и будем поставлять ядерное топливо на АС "Пакш", как и на другие атомные станции, - подчеркнул глава "ТВЭЛа" Антон Баденков. - И контракт, который подписали на проведение восстановительных работ, не рассматривался нами только с коммерческой стороны. Просто в трудный для наших венгерских коллег момент мы протянули руку помощи. И были уверены, что с задачей справимся.
К выполнению работ по контракту были привлечены российские компании, имеющие большой опыт обращения с ядерным топливом, проектированием и изготовлением нестандартного оборудования: НИИ атомных реакторов из Димитровграда, РНЦ "Курчатовский институт", ОКБ "Гидропресс", фирма "Сосны", Озерский завод нестандартного оборудования, а также "Машиностроительный завод" в подмосковной Электростали. На подготовительный период ушло почти три года. За это время было разработано, изготовлено и доставлено в Пакш оборудование общим весом 26 тонн, а также комплект инструментов и вспомогательного оборудования из 250 наименований. Непосредственно работы по извлечению поврежденных кассет были начаты 15 октября прошлого года и к настоящему времени практически завершены.
Этот успех продолжил серию российских побед в тендерах 2006 года. Напомним, что ранее компания "ТВЭЛ" выиграла тендеры на поставку топлива для атомных станций "Темелин" (Чехия) и "Ловииза" (Финляндия). И тем самым полностью вернул себе рынок топлива для реактора ВВЭР.