С начала года каждый вторник на Краснопресненскую набережную съезжаются с докладами те, на кого возложена ответственность за реализацию правительственных идей в сфере миграции. Как правило, картина, о которой докладывают, в общем-то, не вызывает особых разочарований и проблем. Хотя справочные материалы Росстата должны были бы насторожить чиновников. Ведь согласно документу по состоянию на 24 января на обследуемых 40 розничных рынках наблюдалось неполное использование торговых мест, то есть в среднем пустовало более четверти мест. Не использовалось почти две трети мест, закрепленных за частными лицами, каждое второе из числа мест, закрепленных за крестьянскими хозяйствами. В то же время практически все места (93%), отведенные юридическим лицам, были заняты торговцами. При этом, правда, чтобы не особо пугать общественность, отмечается, что "за прошедшую неделю на обследуемых рынках продовольственные товары подорожали в пределах общего роста цен". В общем, процесс действительно пошел. А ведь это только начало. С 1 апреля с российских рынков должны уйти все иностранцы.
"Нормативно-правовая база миграции совершенствуется, но кое-что недоработано, недоделано", - вынужден был вчера признать глава кабинета министров. Собственно, именно поэтому премьер "держит руку на пульсе".
С сегодняшнего дня мониторинг за ходом дел на рынках будет вестись уже на 60 торговых площадках. И хотя в процесс включены почти все министерства, Фрадков обратил внимание на то, что основная работа по регулированию внешней трудовой миграции лежит на органах ФМС и МВД. "Мы понимаем, что все, что необходимо сделать, делается на местах", - возложил Фрадков ответственность за миграционную работу и на руководителей субъектов. Но при этом заметил, что "от того, какую поддержку осуществляет Центр, зависит результат".
С теми мигрантами, которые работают на рынках, все более или менее ясно: закон обратной силы не имеет, а следовательно, власть пойдет до конца в реализации принятого решения о сокращении доли иностранцев за прилавками, а потом и вовсе откажется от услуг иностранной рабочей силы. С теми же, кто уже приехал в Россию и никак не может легализоваться либо получить российские документы, ситуация гораздо сложнее. Жизнь мигрантов, которые уже получили российское гражданство в консульских учреждениях в своей стране, но никак не могут доказать это здесь - справки и запросы, несмотря на то что российские посольства отправляют их в срок, теряются в недрах ФМС в России, - легче не становится.
А ведь 40 процентов из тех, кто приехал в Россию давно и живет в стране на птичьих правах, хотели бы стать россиянами, но на них не распространяется ни программа по переселению соотечественников, ни правила ФМС.
Правительство же тем временем принимает решение о реализации товаров, конфискованных при проверках розничных рынков, и занимается информационным обеспечением работы правительства в этой сфере.