31.01.2007 03:00
    Поделиться

    Иностранные туристы поставили Москву на 48-е место из 60

    Как выяснил корреспондент "РГ", в комитете по туризму столицы с такой оценкой не согласны. "Если бы это было так, то разве рос бы такими темпами поток туристов к нам? - сказал пресс-секретарь комитета Дмитрий Шульц. - В 2005 году в Москве побывало около 3,5 миллиона туристов из-за рубежа, а за 2006 год - уже около 4 миллионов человек. К 2010 году, по нашим расчетам, их число достигнет 5 миллионов".

    Трудно что-либо возразить против цифр. И тем не менее, опросив вслед за социологами 10 граждан Латвии, Украины, Голландии, Германии, Англии, Франции, Китая и Исландии, недавно посетивших Москву, корреспондент "РГ" убедился, что впечатления от поездки у многих гостей Москвы и в самом деле не всегда, мягко говоря, самые лучшие. Итак, что же больше всего огорчает гостей-иностранцев?

    По мнению большинства опрошенных, больше всего неудобств причиняют хитросплетения московских улиц. Дело в том, что, сколько ни призывал чиновников Юрий Лужков оснастить улицы табличками с их названиями латинской транскрипцией, это по-прежнему скорее исключение, чем правило. Остро не хватает понятных указателей, которые помогли бы иностранцу сориентироваться, карт города, расположенных на табло и удобно размещенной информации о культурных объектах. Экономист Виктория Сярги из Латвии пожаловалась "РГ": "Я владею русским языком, но без карты метро и города, распечатанной из Интернета, не рискну выйти из гостиницы, потому как самой найти что-нибудь новенькое в Москве просто невозможно". А Ханна Томас, солиситор из Лондона, уже зная от других об этой проблеме, перед поездкой предпочитает запастись ориентирами еще дома - адреса, как добраться, дни и часы их работы берет из Мировой паутины. "Почему бы вашим властям не организовать несколько информационных центров, специально ориентированных на туристов, как это делается во многих странах?" - высказала она пожелание.

    Пробки на дорогах и транспорт - следующий источник раздражения для приезжих. Ричард Вакелин, программист из Англии, честно признался: "Лично я избегаю желтых такси, которые подстерегают пассажиров в аэропорту Шереметьево, так как по опыту знаю - обдерут как липку". Еще более негативное представление о московских таксистах сложилось у Вейлиан Ге, финансового менеджера из Китая. "Таксисты не знают названий аэропортов и везут не туда, - возмущалась она. - По дороге нарушают все существующие правила дорожного движения, а конфликты друг с другом и другими водителями решают дракой. По безналу без дополнительной платы везти отказываются. В общем, пользуются полной зависимостью пассажира от таксиста".

    Частники, по мнению многих туристов, в Москве дешевле, но прибегать к их услугам рискованно, да и техническое состояние многих машин вызывает опасение. А вот общественным транспортом иностранцы пользуются охотно, так как он намного дешевле, чем у них дома. Впрочем, о наших автобусах и троллейбусах отзываются без восторга. "У нас в Берлине они работают строго по времени, вагоны и салоны безопасные и чистые, чего не скажешь о московских", - сказал корреспонденту "РГ" Кай Сиверт, маркетолог из Германии. Зато как жутко переполненная столичная подземка с ее отвратительной вентиляцией умудряется работать почти как часы, немцу еще более непонятно.

    На третьем месте по потоку недовольства, как ни странно, находится то, ради чего многие иностранцы едут в Москву. Все респонденты считают, что в Москве есть что посмотреть, но цены на экскурсии очень высоки. Ханна Томас, солиситор из Англии, обобщила: "Экскурсии для русских дешевые и хорошие, но очень дорогие для иностранцев. А без гида не обойтись, ведь в Москве так много интересного".

    Мнения зарубежных гостей насчет сервиса в столичных гостиницах разделились. Сошлись в одном - городу остро не хватает дешевых гостиниц. "Трудно найти отель, в котором цены были бы не настолько астрономически высоки, - считает ХаннаТомас. - Но если для того, чтобы построить новые отели, нужно время, то почему в Москве так трудно найти информацию о гостиницах?" - недоумевает она. Впрочем, сам сервис, например, Хаукур Хаукссон, оценивает в целом очень даже ничего. А француженка Кэтрин Майорникофф, айти-специалист, утверждает, что в московских гостиницах кругом сплошное вымогательство. "Мне очень не понравилось, что на электронные послания с вопросами о гостиницах мне ни разу не ответили", - жалуется туристка из Финляндии Виктория Сярге.

    Обслуживание в ресторанах, кафе и барах вызывает тоже немало нареканий. "Работают медленно, грубят, забирают тарелки, когда человек еще не доел, зато вино подливают постоянно, - возмущался Кай Сиверт. - Торопятся обсчитать, особенно если понимают, что человек по-русски не бельмеса".

    Отношение к московским ценам у иностранцев неоднозначное. По словам Кая Сиверта, магазины слишком дорогие. Херберту Диджкстру, напротив, например, цены на продукты кажутся очень дешевыми, "главное - нужно знать, куда идти". Продуктовые магазины понравились и Ханне Томас. "Они великолепны, разнообразны, а продукты гораздо дешевле, чем в Лондоне", - с удовольствием вспоминала она.

    По мнению опрошенных корреспондентом "РГ" в отличие от Global Market, в целом москвичи относятся к туристам доброжелательно. "Москва очень большой город, требующий огромных эмоциональных усилий, особенно если ты пытаешься быть в нем самостоятельным, - рассказала она. - Лично мне очень помогает то, что я приезжаю не столько в город, а к людям, дорогим для меня". По мнению менеджера Валентины Полищук из Украины, "в Москве все куда-то спешат, толкаются". Ее землячка Елена Харитонова с этим полностью солидарна и считает, что Москва по уровню развития туризма пока находится на уровне Киева.

    Ханна Томас отметила и перемены в отношении москвичей к иностранцам. "За последние 4-5 лет постоянная националистическая пропаганда не прошла бесследно, появилось некоторое недоверие и определенный уровень агрессии, - уверена она. - Люди в целом дружелюбны и готовы помочь, но существуют проблемы со скинхедами и неонацистами. И если у иностранца не белый цвет кожи, он чувствует себя очень некомфортно". Херберт Диджкстр, спортивный журналист из Голландии, побывавший в Москве впервые еще в 1986 году, заметил, что город за последнее десятилетие очень изменился, как и его жители. "Москвичи сейчас говорят о бизнесе больше, чем люди в любом другом городе мира", - заявил он.

    Какие советы дают иностранцы властям, чтобы, возвращаясь домой, они увозили из Москвы более радужные впечатления? По мнению Херберта Диджкстра, надо уделить внимание экологии: "Сильное загрязнение отпугивает туристов". Кэтрин Майорникофф уверена, что, пока не будет решена проблема вымогательства в гостиницах и такси, ничего не изменится. Кай Сиверт посоветовал консультантам и милиционерам "быть более дружелюбными, готовыми оказать помощь и менее коррумпированными": "Перестаньте относиться к туристам как к врагам, которые должны чувствовать благодарность лишь за разрешение приехать в Москву", - подчеркнул он. Ну, а Ханна Томас порекомендовала открыть государственные туристические офисы, как в Лондоне, с англоговорящими ассистентами, а также службу персональных гидов.

    Поделиться