На прошлой неделе Совет Государственной Думы провел специальное заседание. Обсуждался сверхактуальный вопрос для дальнейшего сотрудничества России и Беларуси, для будущего двух братских народов. Речь шла о торгово-экономических отношениях между нашими странами и о проблемах, которые мы должны решить, в том числе в ходе строительства Союзного государства.
Прежде всего хотел бы подчеркнуть, что наша задача - не свертывание интеграционных процессов, а их развитие. В начале этого года и в Беларуси, и в России прозвучал ряд достаточно жестких заявлений, но они не должны вводить нас в заблуждение. Нужно рассматривать эти заявления как свидетельство существования проблем, которые, однако, вполне решаемы. Если эти проблемы открыто и честно не обсуждать, своевременно не преодолевать, то и достижения - а таких немало - во многом потеряют свой смысл. Тем более что на наших недостатках уже пытаются спекулировать, использовать их как аргумент против дальнейшей интеграции России и Беларуси.
Главная задача сегодняшнего дня - сделать процесс развития российско-белорусских отношений максимально прозрачным. Не только на уровне законодательных актов, что делает Парламентское Собрание Союза Беларуси и России, но и на уровне их реализации. Нужно понимать, что за прошедшие годы сделано очень много, есть на что опереться в дальнейшей работе. С 90-х годов идет процесс российско-белорусской интеграции. В 1999 году были подписаны Договор о создании Союзного государства и Программа действий по реализации этого Договора. Что же сделано в рамках этой Программы?
Подписано 129 договоров и соглашений между Российской Федерацией и Республикой Беларусь по различным направлениям сотрудничества. Учреждены и постоянно действуют Высший Государственный Совет, Совет Министров Союзного государства и Постоянный Комитет. Функции Парламента Союзного государства выполняет Парламентское Собрание Союза Беларуси и России.
Одним из значимых достижений можно считать бюджет Союзного государства. В 2007 году он возрос по сравнению с бюджетом на 2006 год более чем на 30 процентов. Предусмотрено финансирование 35 программ, подпрограмм и мероприятий. В целом за последние годы реализовывалось свыше 40 различных программ, в которых были задействованы более 300 тысяч граждан, работающих на восьми тысячах предприятий. Российско-белорусский товарооборот в 2006 году составил 17,6 миллиарда долларов, что на 41 процент больше уровня 2005 года - это очень существенный рост. На долю России приходится более 57 процентов от всего объема товарооборота Беларуси. 80 субъектов Федерации поддерживают торгово-экономические, научно-технические и культурные связи с Беларусью.
Регионы России закупают более 50 процентов производимых в Беларуси тракторов, 65 процентов "МАЗов", 95 процентов телевизоров и более 80 процентов холодильников.
Необходимо отметить, что и совместная деятельность правоохранительных органов и специальных служб находится на высоком уровне. В ходе мероприятий, проведенных в рамках соответствующей программы, у преступников изъято денежных средств и товарно-материальных ценностей на сумму свыше 773 миллионов рублей. Выявлено неуплаченных таможенных платежей на сумму пять миллионов долларов, наложено штрафов на сумму свыше 70 миллионов рублей, изъято около 140 тысяч единиц оружия и боеприпасов, свыше 21 тонны наркотиков. Из криминального экономического оборота изъято более девяти миллионов долларов США.
Протяженность российско-белорусского участка границы составляет более 1200 километров, и мы проводим единую пограничную политику. На стадии согласования находится проект программы Союзного государства по обустройству внешней границы до 2011 года. В годовом бюджете текущего года также предусмотрены средства на обустройство границы.
По вопросу осуществления совместной политики в области обороны, координации деятельности в области военного строительства, совместного использования военной инфраструктуры, разработки и размещения совместного оборонного заказа, функционирования региональной группировки войск принят и подписан целый пакет важнейших документов.
Проводится согласованная политика в области охраны труда, социальной защиты, пенсионного обеспечения. Реализуется Договор о равных правах граждан. Значимым шагом стало создание единого миграционного пространства России и Беларуси, благодаря чему наши граждане имеют возможность ездить по внутренним паспортам без оформления миграционных карт. Обеспечиваются равные имущественные права граждан обоих государств, а также равные возможности в получении образования и трудоустройства.
В конце прошлого года ратифицирован Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения. Это дало возможность сократить сроки оформления пенсий и дать гарантии нашим пенсионерам, что они будут их получать в одном из государств до назначения пенсии в другом государстве. Готовится к ратификации ряд соглашений в сферах налогообложения, здравоохранения, обеспечения равных прав граждан на свободу передвижения. На хорошем уровне российско-белорусское сотрудничество в области образования, науки и культуры. Многого удалось добиться в обеспечении единого информационного пространства.
Что же не сделано? Не исполняются пункты, касающиеся выравнивания основных макроэкономических показателей и проведения единой структурной политики. Трудно привести к единому балансу две различные экономические модели и различные хозяйственные механизмы функционирования национальных экономик. То же самое можно сказать и о проблеме унификации налогового законодательства и проведении единой налоговой политики.
Разумеется, каждое государство стремится к эффективному налоговому администрированию. Но опять же, при разных экономических моделях существуют разные принципы построения налоговой системы.
К сожалению, до сих пор не создана унифицированная нормативно-правовая база в отношении эмиссии и размещения ценных бумаг, сделок с ценными бумагами. В этой сфере каждое государство фактически работает в рамках своих законов. То же самое можно сказать и о единой политике в области ценообразования и механизмах ее осуществления. Это стало одним из элементов недопонимания в регулировании цен и тарифов в сфере энергетики и транспорта. В таких условиях, при существовании двух разных подходов, объединение энергетических систем практически невозможно.
По вопросу введения единой валюты - а первоначально это планировалось сделать уже в 2005 году - пока не созданы зона свободной торговли, таможенный союз в полном смысле этого слова, не решен вопрос об эмиссионном центре. Пока этого не сделано, говорить о введении единой валюты нереально.
Можно ли говорить о свободной торговле, если, по информации Минэкономразвития России, в начале этого года в Республике Беларусь действовало 59 всевозможных ограничений в отношении российских товаров? Это различные квоты, запрет на госзакупки, отсутствие преференций, которыми пользуются поставщики других стран, в частности по налогу на добавленную стоимость. Сейчас существующие претензии доведены до сведения белорусских коллег. Надеюсь, что по этим вопросам будет продвижение.
Есть определенные положительные сдвиги в вопросе формирования общего рынка услуг связи, хотя по-прежнему нельзя сказать, что общий рынок услуг связи уже полностью сформирован. Формирование единого научно-технического пространства - процесс сам по себе длительный и сложный, поэтому по вполне объективным причинам здесь вряд ли можно ожидать быстрых результатов.
Одна из причин, почему по ряду важных вопросов нам не удалось прийти к общему знаменателю, заключается в том, что проведение многих мероприятий, содержащихся в Программе, было запланировано еще в 1999-2000 годах. За это время многое изменилось, но изменений, которые бы отвечали реальной ситуации, в Программу до сих пор не внесено.
Конечно, была проведена огромная работа по подготовке Конституционного Акта, однако процесс оказался непростым. Очевидно, что принятию Конституционного Акта должен соответствовать длительный процесс сближения, в том числе по экономическим вопросам, и успех этого сближения будет зависеть во многом и от того, удастся ли нам сохранить реальные доверительные союзнические отношения.
Несмотря на политику максимального благоприятствования со стороны России, Правительство Беларуси так и не смогло использовать те главные преимущества, которые у него были, - это открытость российского рынка и дешевые энергоносители. Все это можно было использовать для полномасштабной модернизации экономики страны. Наверное, надо отметить, что нет другой страны, которая бы получала от России такую значительную поддержку столь длительный период.
Какими должны быть наши дальнейшие шаги? Прежде всего, повторюсь, нужно обеспечить максимальную прозрачность отношений между российской и белорусской экономиками. Повышение прозрачности в наших торгово-экономических отношениях, а именно, переход - по крайней мере частично - на рыночные принципы - необходимое условие для продвижения вперед в рамках строительства Союзного государства.
Что касается поставок энергоресурсов, мы по-прежнему даем большую дотацию Беларуси. Хорошо, что мы договорились о возвращении в ту схему, которая является приоритетом Союза Беларуси и России - при поставках за внешние границы Союзного государства какой-либо продукции, если есть вклад каждой из двух стран в эту продукцию, экспортные пошлины должны делиться между бюджетами обеих стран. Решения Правительства России встретили неоднозначную реакцию, некоторые считали их спорными, но, на мой взгляд, они справедливы и подвигнут нас к конкретным шагам по строительству Союзного государства.
Да, мы поддерживаем и будем поддерживать Беларусь, в том числе и финансово-экономическими мерами. Мы будем помогать Белоруссии реализовывать ее суверенные права. Мы не допустим ее международной изоляции. Но мы никому не позволим обращать нашу поддержку против национальных интересов России. Мы не хотим, чтобы российские деньги направлялись не на реальное строительство Союзного государства, а на поддержание мифа о том, что оно уже есть, хотя для этого предстоит сделать еще очень и очень много.
И нельзя рассматривать стремление России навести элементарный порядок в хозяйственных делах как покушение на саму идею Союзного государства. Создание Союзного государства остается для нас безусловным приоритетом, и никакие трудности и разногласия не могут поставить ее под сомнение.
Неизменность курса на строительство Союзного государства была подтверждена и в ходе специального заседания Совета Государственной Думы 25 января. Было принято решение до 5 февраля 2007 года подготовить проект рекомендаций Государственной Думы по дальнейшему развитию российско-белорусских отношений и строительству Союзного государства, чтобы рассмотреть их на Совете Думы 6 февраля 2007 года.
Состоявшееся обсуждение подтвердило, что роль парламентариев, парламентской дипломатии в интеграционном процессе очень значима. Мы намерены и в дальнейшем ее повышать. Для этого будут использоваться все форматы диалога, в том числе возможности Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, которое позволяет предметно и результативно обсуждать наиболее острые вопросы.