В тех домах, где жильцы не определятся к новому году, столичные власти выберут управдома сами по открытому конкурсу до 1 мая 2008 года. Именно в этом заключается суть законопроекта, который вчера единодушно приняли в первом чтении московские законотворцы. Как выяснил корреспондент "РГ", жесткие рамки отбора с января по май 2008 года скорее нужны не столько жильцам, сколько управам, которые пока не готовы к смене коммунальной власти и к передаче наследства в новые руки.
Автор этого коммунального документа, депутат Сергей Митрохин напомнил, что федеральным законом Москве как субъекту РФ дано право самостоятельно определять сроки начала и окончания открытых конкурсов по выбору управляющих компаний. На его взгляд, чем раньше этот процесс начнется, тем быстрее он будет завершен. "Москва должна воспользоваться максимальным сроком для отбора управдомов, который на сегодня установила Госдума",- пояснил свою позицию по новому жилищному часу "икс" Митрохин.
Поддержал его и председатель комиссии Мосгордумы по городскому хозяйству и жилищной политике Степан Орлов. Он считает, что этот документ даст законное основание городским службам тщательнее подготовиться к проведению конкурсов среди управляющих компаний. Если, конечно, москвичи сами до конца декабря не управятся с выбором этих организаций. Департамент жилищно-коммунального хозяйства Москвы, главный куратор жилищной реформы в столице, лелеет надежду, что среди жителей таких "неопределившихся" к 1 января 2008 года останется не больше 5-10 процентов! Эти прогнозы весьма оптимистичны, особенно если учесть, что еще три месяца назад тот же департамент уверял депутатов: больше четверти москвичей не выбрали управляющую компанию. Именно эти данные и стали главной причиной решения столичных законотворцев обратиться в Госдуму с просьбой продлить для Москвы срок выбора управляющих компаний.
"Стоит ли тогда затевать конкурсы для управдомов, разрабатывать их условия, если на самом деле к январю все москвичи без принуждения определятся, кто будет управлять их домами", - поинтересовался Сергей Митрохин у зам. руководителя департамента жилищно-коммунального хозяйства Михаила Рыбальченко. В ответ коммунальщики сослались на "хорошую информированность москвичей" в вопросах выбора управдома: мол, целый год управы рассказывали, как проводить собрание собственников.
В центре содействия реформе ЖКХ вообще считают, что сам Жилищный кодекс РФ с комментариями - лучший путеводитель для собственника: там все доступно объясняется. Но на самом деле там не написано главного: из кого выбирать управляющую компанию и по каким критериям.
"Стандартному москвичу и полгода не хватит, чтобы разобраться в нынешнем типовом договоре, - считает зампредседателя комиссии по городскому хозяйству депутат Скобинов,- может и 2007 года людям не достаточно, чтобы разобраться, кому и на каких условиях они доверяют свой дом".
Честно говоря, до сих пор в этом, на первый взгляд житейском, вопросе не смогли разобраться даже сами депутаты. Возможно, поэтому вчера на заседании Степан Орлов предложил поменять нынешний вариант договора с управдомами на более внятный и четкий. Чтобы люди потом не жаловались, что кто-то воспользовался их незнанием.
Для смены договора, который, кстати разрабатывали в Москве больше года, есть и более веские причины: не так давно депутаты направили в Госдуму предложение, которое, по их мнению, должны защитить москвичей от нечистых на руку дельцов в жилищной сфере. Напомним, что гордумовцы решили изначально прописывать в договоре финансовые гарантии для претендентов на роль управдома. С тем чтобы люди были застрахованы от неумелых действий управленцев. Что характерно: те, кто уже заключил договор по типовой форме, фактически лишены этой важной страховки.
Получается, что те, кто еще не выбрал управдома, оказались в более выигрышной ситуации, чем те, кто послушно поставил подпись в договоре, которые им кинули в почтовый ящик. А таких заочных голосований в пользу старого ДЕЗа под новой вывеской большинство.
Эксперты в жилищной сфере сошлись в главном: сегодня сложность в продвижении реформы в Москве не столько в инфантильности москвичей, а сколько в том, что они не поняли, из кого им, собственно, выбирать. Ни коммунальщики, ни департамент жилищный политики и жилищного фонда, увы, нигде не оглашали список претендентов на вакантное место ДЕЗов.
Сколько же их и кто они, новые управдомы, вокруг которых весь сыр-бор уже два года, похоже, толком не знает никто. При том что депутаты вчера снова на "бис" предложили ввести аккредитацию таких фирм особого назначения при правительстве Москвы. С тем чтобы москвичи могли легче ориентироваться, "кто есть кто".
По разным оценкам, в Москве готовы стать управдомами около 140 частных фирм. Но с одним условием: должны быть четко прописаны их риски и государственные преференции. Риски им прописать только собираются, о "приманках" пока в московских законах ни слова. Неудивительно, что спрос есть только на новостройки, которые не требуют постоянного контроля и ремонта. Неудивительно, что ДЕЗы в этой ситуации оказались вне конкуренции.
Правда, чтобы стать полноправными управдомами по закону, им придется для начала акционироваться. Причем, как пояснил "РГ" депутат Митрохина, контрольным пакетом акций этих управляющих компаний будут владеть столичные власти.
Казалось бы, от перемены мест слагаемых сумма в этом случае для жителей не меняется. Ответ неверный. По действующему жилищному законодательству, управдомы, с которыми вы заключили договор (неважно, очный или заочный), могут по собственному разумению поднять вам тарифы на техобслуживание. И никто им в этом не помеха, ведь в типовом договоре между жильцами многоквартирного дома и собственно управдомом на этот счет пока нет никаких ограничений.
Справка "РГ"
На вопросы, связанные с выборами управляющих компаний, ответят квалифицированные специалисты по телефону: 961-33-28.
В капитальном ремонте, реконструкции или реновации нуждается 5 процентов из обследованного жилищного фонда.