Подобную реакцию премьера вызвало обсуждение вопроса о том, на каких условиях допускать иностранных акционеров в капитал российских стратегических организаций. К разработчикам законопроекта возникло немало вопросов.
Россия не собирается механически ограничивать возможности иностранного участия в российской экономике, равно как и не собирается механически открывать для всех желающих стратегически важные предприятия, предупредил глава кабинета министров, открывая заседание правительства. Он считает, что "подобное механическое открытие было бы не только неоправданно и недальновидно, но и просто глупо". Премьер рассчитывал, что подготовленные минпромэнерго законы, регулирующие доступ иностранных инвесторов к стратегически важным отраслям национальной экономики, "позволят не только работать по всему комплексу обозначенных вопросов с открытыми глазами", но и привлекать иностранный капитал в российскую экономику.
Для этого разработчики предложили использовать механизм правительственной комиссии для принятия коллегиальных решений. Но Фрадков хотел, чтобы министр промышленности и энергетики Виктор Христенко убедил его, что решения будут приниматься грамотно и ответственно. А главное, что правительство, которому разработчики закона отвели роль отказника, не должно быть исключено из этого механизма. "Мы должны быть уверены в том, что решение будет действительно продуманным, - продолжил Фрадков. - С одной стороны, мы не должны закрыть наши перспективные отрасли от иностранных инвесторов. С другой стороны, нужно дать возможность раскрыть наши потенциальные конкурентные преимущества, которые сосредоточены как раз в отраслях обеспечения обороноспособности, безопасности страны, там, где сосредоточены высокие технологии, где разрабатывается принадлежащие всему народу полезные ископаемые".
В общем, в самом начале обсуждения предложенного законопроекта Фрадков еще надеялся, что его положениями правительство сможет заинтересовать иностранных инвесторов вкладывать немалые средства, использовать их знания, современные технологии и управленческий опыт в развитии отечественного производства, чтобы сделать его конкурентоспособным.
Но после того как Христенко изложил подробности, концепция изменилась. Первый вице-премьер Дмитрий Медведев, внимательно выслушав министра, посчитал, что компетенция допуска иностранцев к стратегическим предприятиям размыта, а должна находиться в ведении правительства. В настоящее время решение об иностранных капиталовложениях в стратегически важные отрасли российской экономики принимают четыре инстанции. "Если бы инвесторы обратились ко мне за консультацией, я бы рекомендовал им предварительно согласовать решение у президента", - заметил первый вице-премьер. Фактически, уточнил он, на любую сделку президент может наложить вето.
Правда, Виктор Христенко предварительно пояснил, что в США в аналогичных случаях все решения принимаются президентом. "С американским правительством и законодательством у нас нет ничего общего в прямом и переносном смысле этого слова, - заметил Медведев. - Однако четыре уровня принятия решений будут затруднять работу". С мнением первого вице-премьера согласился и министр обороны Сергей Иванов. По его убеждению, допуск иностранных инвесторов должен быть "прерогативой правительства". Последнее слово осталось за премьером, который вчера вновь заговорил образами и намеками, и напомнил, что "в соответствии с Конституцией и законом о гостайне именно правительство отвечает за все принятые в этой сфере решения".
Именно пункт о гостайне и вызвал вчера беспокойство у премьера. "Шесть замечаний специалистов в сфере защиты гостайны не приняты при разработке законопроекта", - напомнил Фрадков Христенко, явно не принимая во внимание, что для неспециалистов эти замечания выглядят техническими. "Для специалистов они несут большую нагрузку и уголовную ответственность с большими сроками", - уже не намекая, а, явно предупреждая, заметил глава кабинета министров, попросив Христенко прислушаться к замечаниям, направленным на защиту гостайны, и сделать это в две недели, оставшиеся до внесения документа в Госдуму.
Но министр решил отстоять законопроект, который и без того год бродил по коридорам власти. Он отметил, что наличие гостайны является как раз одним из признаков законопроекта, а инвестор при наличии признаков гостайны в интересующем его проекте должен будет обращаться за разрешением в уполномоченный орган. Главным же риском для инвестора, который совершит сделку при наличии признаков гостайны в сфере стратегических отраслей без разрешения, будет признание сделки ничтожной. "В таком случае приобретенные доли не предоставляют такому инвестору права голоса на собрании акционеров коммерческой организации, имеющей стратегическое значение для национальной безопасности, и не учитываются при определении кворума общего собрания акционеров", - пояснил Христенко.
- Кто и как может обжаловать положительное решение, если появляется масса недовольных решением комиссии? - поинтересовался Фрадков у министра промышленности и энергетики, видимо, не собираясь мириться с идеей разработчиков о том, что комиссия без согласования с правительством будет принимать положительные решения. - Как нам проконтролировать решения, которые будут приниматься на рабочем уровне?
Обжалование решения означает обжалование самой сделки, а, следовательно, все претензии могут быть представлены в суд, подчеркнул министр. Что же касается комиссии, то Христенко считает нецелесообразным расширять ее состав, в который войдут руководители федеральных органов исполнительной власти из экономического и силового блоков, "до безграничных размеров", включая и представителей регионов. "Не думаю, что это повысит компетентность, скорее, это повысит уровень лоббирования в таких сделках", - заметил глава минпромэнерго. Получение разрешения на сделку возможно только на уровне коллегиального органа при наличии положительного заключения от ФСБ.
Нарисованная министром картина вызвала мрачные мысли у премьера. С одной стороны, надо допускать инвесторов. С другой, надо и национальную безопасность соблюсти, и осторожность проявить. Поэтому Фрадков призвал осторожнее относиться к процессам приобретения иностранцами больших пакетов акций крупных российских предприятий. "Жалко отдавать пятьдесят процентов нашей компании, которая формировалась здесь 80 лет, иностранцу, который пришел сюда и рассказывает, что он лучший менеджер в этой сфере, - заметил Фрадков. - У нас что, мало таких что ли, которые могут получить и полпроцента собственности, и быть довольными на всю жизнь, и работать действительно на государство и на себя". В этот момент правительство, действительно, было похоже на собаку на сене. Но премьер продолжал возмущаться: "Зачем отдавать, почему мы лопухи такие?! Не надо быть собакой на сене, но и цену себе надо знать. Почему мы не хотим предвидеть некоторые риски потери денег из собственного кармана и передачи их в достойный карман, но соседа". Но это были не вопросы, "а так, мысли вслух". По мнению Фрадкова, Россия может нести экономические убытки ввиду того, что иностранцы могут купить пакеты акций крупных предприятий, "в общем-то, незадорого в силу ряда причин нашего переходного периода".
Тут премьер вспомнил и о модном нынче увлечении - привлекать иностранных менеджеров в управление крупнейшими стратегическими компаниями России. Его беспокоит, что правительство может отказать господину Х, являющемуся членом совета директоров крупнейшей компании, которая находится в перечне стратегических, только тогда, когда выясняется, что он уже приобрел 49 процентов акций этой компании. "Он имеет такой преференциальный режим, который рано или поздно может использовать для приобретения акций компании, - продолжил мыслить вслух премьер. - Этот господин Х нам известен, но работает ли он на государство? Ведь он же не признается, что работает на ЦРУ".
Очевидно, что в такой ситуации государство может остановить действия менеджера, "отказав ему по разным причинам".
На это Христенко заверил главу правительства, что законодательство прописывает механизм, обеспечивающий защиту национальных интересов страны в случае приобретения иностранными инвесторами большого пакета акций. "Если он захочет приобрести контролирующий пакет или пакет меньший, но устанавливающий контроль за организацией, то он обязан будет прийти за разрешением, и если будут на то основания, то мы ему в этом откажем", - заметил министр.
- Будь я на месте Х из Великобритании, но я никогда на этом месте не буду, - заметил Фрадков, - удовлетворился бы 50-процентным пакетом и получал бы дивиденды. А то за 50 процентов и голову потеряет, и в кутузку упрячут. Лучше даже 37 процентов - это и так миллиарды. И привет.
В общем, после таких слов правительство в целом одобрило законопроекты, регламентирующие участие иностранных инвесторов в стратегических предприятиях, но решило продлить срок доработки законопроектов с двух недель до месяца. "Месячный срок - против этого никто не возражает, только не нужно весь процесс начинать сначала", - предупредил премьер.
Министр экономического развития и торговли Герман Греф не мог промолчать и заметил, что принятие ограничительных мер противоречит политике по привлечению инвесторов. "Если экономика не будет расти быстрыми темпами, мы не сможем обеспечить никакой безопасности", - подчеркнул Греф. В связи с этим, по его мнению, главным критерием при принятии данного закона должно стать "обеспечение привлекательности для инвесторов и высоких темпов экономического роста".
- Я удержусь, - смеясь, заметил Фрадков.
Зато Дмитрий Медведев не удержался. По его мнению, главной задачей закона должно стать обеспечение для инвесторов понятных и прозрачных условий участия в российских предприятиях. "Во время встреч с инвесторами всегда основной мотив - куда можно ходить, а куда нельзя. Они говорят: дайте нам прозрачную ситуацию", - заметил Медведев. Поэтому надо "послать абсолютно понятный сигнал, какие отрасли открыты для входа иностранных инвесторов, а в какие они могут входить в соответствии с теми правилами, которые здесь прописаны".
- За нас и о нас никто не подумает так, как мы сами можем это сделать, в том числе в работе с иностранными инвесторами, - подвел черту под долгой дискуссией Фрадков. - Если же кому-то не хватает знаний и опыта управления, нужно быстро учиться, осваивать и набирать этот опыт, возможности у нас для этого есть. Лузеров делать из нас не надо.