Такое сообщение не могло остаться незамеченным и вызвало справедливое возмущение в России. Но мало кто обратил внимание, что, по странному стечению обстоятельств, эта новость появилась, когда латвийские депутаты приступили к обсуждению закона о границах с Россией. В этом документе, поддержанном правительством Латвии, говорилось о согласии Риги окончательно отказаться от территориальных претензий на Пыталовский район Псковской области. И тем самым фактически нормализовать отношения с Москвой.
Долго искать тех, кому был выгоден новый скандал, не пришлось. Выяснилось, что письмо с требованием снести памятник поступило в парламент от Объединения латвийских партизан и Национального фронта - маргинальных организаций, не имеющих политического влияния в республике.
Причем латвийские парламентарии с самого начала отказались даже рассматривать данный вопрос. И хотя, по словам депутата Юрия Соколовского, "крайние националисты в Латвии раздражены тем, что Воин-освободитель стоит в центре Риги, а некоторые парламентарии в кулуарах говорят о том, что республика еще не избавилась от советского прошлого", факты говорят сами за себя. Законодатели Латвии не обратили внимания на очередной пиаровский демарш националистов. И не стали делать им политическую рекламу, прекрасно понимая, что те ставили целью сорвать обсуждение договора о границах.
В России же, напротив, история с письмом бывших латвийских партизан оказалась раздутой до неприличия. Последовали обвинения в адрес политической элиты Латвии в национализме и желании снести памятник. Хотя официальная Рига никогда ничего подобного не планировала.
Безусловно, среди действующих и особенно отставных политиков прибалтийских государств существует немало людей, которые отрицательно относятся к России. Порой они делают весьма резкие заявления в адрес нашей страны. Одно из них на этой неделе прозвучало из уст бывшего посла Эстонии в России Марта Хельме. Экс-дипломат назвал Россию растущим монстром, а памятник Воину-освободителю в Таллине - "истуканом". Но здесь стоит сделать одну немаловажную поправку - Хельме, которого даже в республике считают "абсолютным маргиналом", высказывал личную точку зрения. И делал это не на страницах "партийной" газеты, а в Интернете. А потому эстонские власти абсолютно справедливо на речи Хельме не обратили внимания - мало ли кто стремится пропиарить себя во Всемирной паутине. Как разумно заметил советник эстонского президента по связям с общественностью Томас Силдам, "заявление бывшего посла - это высказывание частного лица, которое не представляет ни исполнительную, ни законодательную власть".
В конце концов именно Интернет дает возможность любому человеку в мире высказывать свое мнение о происходящем. Но одновременно дает право миру не реагировать на подобные "эссе". Так что эстонские власти можно понять - у них сегодня достаточно проблем в отношениях с Москвой. И обращать внимание на частное мнение еще одного националиста, стремящегося на волне конфликта с Россией из-за памятника Воину-освободителю оказаться "на плаву", официальному Таллину было не с руки.
Но мимо столь сладкого сюжета не прошли в России. Бой с призраками вступил в решающую фазу. И частное мнение маргинала мгновенно превратилось в позицию всего эстонского руководства. А мнимая, рассчитанная на политический пиар "откровенность" бывшего дипломата, стала в российской интерпретации взглядами "многих эстонских политиков и депутатов".
Более того, выступление Хельме некоторые российские журналисты связали с позицией всего Евросоюза - мол, в Брюсселе думают примерно так же, но из лицемерия не произносят этого вслух. Но не являются ли подобные домыслы другой гранью того же самого лицемерия? А именно стремления приписать нелюбимым странам те действия, которых те не совершали. А нелюбимым политикам - те заявления, которых те не делали.
Безусловно, многие политические процессы, происходящие сегодня в Прибалтике, вызывают возмущение в России. Как, впрочем, и действия Москвы не всегда находят понимание в прибалтийских республиках. Однако взаимная критика, какой бы жесткой она ни была, должна носить конкретный характер - азбучная истина политики. И в конечном итоге становиться предметом диалога. Тем более что в данном случае вести диалог нам нужно с ближайшими соседями - членами Евросоюза и НАТО.
Пора честно признать - политическая элита прибалтийских государств в обозримом будущем любить нас не будет. И прекратить каждый раз удивляться тому, что в этих странах звучат крайне резкие высказывания в адрес России. Особенно со стороны не попавших во власть партий. Но для Москвы пришло время искать в Прибалтике друзей, а не врагов. Если не друзей, то как минимум партнеров, заинтересованных в нормальных отношениях с нашей страной.
В среду крупнейшая в Эстонии газета "Постимеэс" привела данные соцопроса о том, какими жители республики хотели бы видеть отношения с Россией. Оказалось, что 47 процентов опрошенных считает, что "в политических отношениях с Россией Эстонии следует идти на уступки, руководствуясь экономическими интересами государства". И только 40 процентов полагает, что в отношениях с Москвой Таллину следует быть более жестким.
На днях я прочитал заявление одного из руководителей Латвии, который призывал молодежь изучать русский язык, поскольку, по его мнению, это станет конкурентным преимуществом жителей республики при работе в государствах Евросоюза.
Так что какими бы беспокойными и непоседливыми не казались в России призраки прошлого, пришло время объявить борьбу с ними занятием никчемным и бесперспективным.