Новости

02.02.2007 01:20
Рубрика: Общество

Парик для Горбатого

Армен Джигарханян недоволен ролью главаря банды "Черная кошка"

В среду, 7 февраля, канал "Культура" покажет передачу "Театр одного клоуна" к 10-летию Московского драматического театра под руководством Армена Джигарханяна.

 

"Когда на съемки фильма "Цареубийца" отправился Малколм МакДауэлл, его не предупредили, что в Советском Союзе есть очень хорошие актеры. И МакДауэлл предполагал, что раз он звезда, все ему должны подыгрывать. И вот он выходит на съемочную площадку, а с другой стороны появляется Армен Джигарханян. Когда съемка эпизода закончилась, МакДауэлл, как рассказывают очевидцы, был в большом волнении и начал выяснять, кто же этот человек, который с ним только что играл перед кинокамерами и почему он не работает в Голливуде. Эту легенду, которая ходит в кинематографических и театральных кругах, поведал как-то Виктор Шендерович.

Действительно, Армен Борисович - личность легендарная. Об этом можно судить и глядя на то, как любят его зрители, и потому, сколько ярких и запоминающихся персонажей создал он на киноэкране и в театре.

Примерное детство

О работе Армен Джигарханян может говорить много, ярко и интересно. Но когда актеру начинают задавать вопросы о личной жизни, ответы становятся сухими и краткими. "Всем людям знать о моей семье, о моем детстве, юности и так далее - не обязательно. Выносить личную жизнь на суд миллионов я не хочу, можно найти более интересные темы для беседы", - говорит Армен Борисович. В чем-то, конечно, он прав. Но все равно зрителям об актере хочется знать многое - где родился, слишком ли хулиганил в детстве, как оказался в профессии. Кстати, по поводу последнего Джигарханян говорит так: "Честно говоря, я и сам себе до сих пор не могу ответить на вопрос, почему я стал актером".

Армен Борисович родился 3 октября 1935 года в Ереване. Он рос стеснительным и рассудительным мальчиком, скажем, вполне логично считал, что один миг безрассудного мальчишеского геройства (например, прыжок со скалы) может привести к весьма плачевным результатам. Зато с каким удовольствием он вместе со своей мамой, заядлой театралкой, старающейся не пропустить ни одного спектакля, наблюдал за действом, разворачивающимся на сцене!

По окончании школы у Армена Джигарханяна не было сомнений, куда пойти учиться. Он отправился в Москву, в ГИТИС. Но ему даже не довелось участвовать во вступительных экзаменах: преподаватели заявили, что юноше с таким сильным акцентом нечего делать в стенах театрального института! И это несмотря на то, что русским языком Джигарханян владел отлично.

Что ж, возвращаться с поражением было обидно. Но неудача с поступлением в ГИТИС вовсе не значила, что Армен Борисович отказался от заветной цели.

От Еревана до Москвы

Проработав год помощником оператора на киностудии "Арменфильм", Джигарханян подал документы в Ереванский художественно-театральный институт. Успешно сдав экзамены, он стал учиться на курсе Армена Гулакяна, которого все называют верным приверженцем системы Станиславского. Сцендвижение, речь, уроки актерского мастерства... Джигарханян всем занимался с видимым удовольствием. Его успехи были настолько очевидны, что уже с первого курса он начал выходить на большую сцену в спектаклях Ереванского русского драматического театра, сотрудничество с которым продлилось десять лет. Он играл в таких спектаклях, как "На всякого мудреца довольно простоты", "Гроза", "Иркутская история", "Двое на качелях", "Свадьба Кречинского", "На дне". "Если человека что-то беспокоит, у него какие-то неприятности, внутренняя неустроенность или еще что-то и ему необходимо это высказать, выплакать, то тогда и появляется творчество. Композитор музыку пишет, актер играет. Причем свою проблему можно передать любому образу. Играешь ты, скажем, в "Красной Шапочке", и если у тебя есть внутренние заботы, ты и этот спектакль с этими заботами сыграешь", - позднее признался актер.

В 1967 году он вновь поехал в Москву, но уже как опытный актер - по приглашению Анатолия Эфроса в Московский театр имени Ленинского комсомола. Через два года Джигарханян становится артистом Московского драматического театра имени Маяковского, в котором он проработает почти тридцать лет. "Разгром", "Трамвай "Желание", "Беседы с Сократом", "Бег", "Кошка на раскаленной крыше", - это лишь небольшая часть спектаклей, которые Армен Борисович сыграл на сцене этого театра.

"Гораздо меньше на земле армян, чем фильмов, где сыграл Джигарханян" - с этой эпиграммой Валентина Гафта Армен Борисович не согласен, считая, что армян все-таки гораздо больше. Однако ролей у актера в кино действительно немало - около трехсот. А началось все в 1960 году с картины "Обвал". Первой яркой работой Армена Джигарханяна в кино стала роль молодого ученого-физика в фильме Фрунзе Довлатяна "Здравствуй, это я!" (1965).

А затем было столько ярких, интересных и разноплановых ролей, что перечислить их просто невозможно. Да и незачем: ведь они вспоминаются мгновенно, когда мы начинаем перечислять фильмы с участием актера. Одна из самых любимых зрителями ролей - Горбатый, главарь банды "Черная кошка" из картины Станислава Говорухина "Место встречи изменить нельзя". Однако от этой работы Армен Джигарханян не в восторге: "Мне было не очень интересно работать над образом Горбатого, поскольку я избалован хорошей драматургией. Как только мне на голову надели парик, работа над образом тут же закончилась".

Считается, что актеры - люди суеверные. "Не верю в приметы, - говорит Армен Борисович. - Потому, что я все решаю. И, делая выбор, несу за него ответственность. Я отвечаю за все, что я сделал".

Смотрите передачу "Театр одного клоуна" на канале "Культура" в среду, 7 февраля.

   ИЗБРАННАЯ ФИЛЬМОГРАФИЯ

"Шестое июля" (1968 год)

"Корона Российской империи, или Снова неуловимые" (1971 год)

"Здравствуйте, я ваша тетя!" (1975 год)

"Собака на сене" (1977 год)

"Место встречи изменить нельзя" (1979)

"Коней на переправе не меняют" (1980 год)

"Цареубийца" (1991 год)

"Американская дочь" (1995 год)

   "ОБВАЛ" НА СЪЕМОЧНОЙ ПЛОЩАДКЕ

В марте 1996 года был создан Московский драматический театр под руководством Армена Джигарханяна. Кадровую основу составил выпуск вгиковского курса мэтра. Среди спектаклей, поставленных на сцене этого театра, - "Возвращение домой" (режиссер Сергей Газаров), "Настоящий инспектор Хаунд" (режиссер Сергей Голомазов), "Пороховая бочка" (режиссер Крикор Азарян), "Красная Шапочка" (режиссер Юрий Клепиков), "Дон Жуан, или Каменный гость" (режиссер Владимир Ячменев).

   АМЕРИКА

Несколько лет назад появились слухи, что Джигарханян уехал в Америку на ПМЖ, а здесь, в России, только деньги зарабатывает. Сам актер эти слухи опровергает, утверждая, что в США ездит на несколько месяцев в год как раз исключительно для того, чтобы отдохнуть и набраться сил. "Там я гость", - говорит Армен Борисович.