Новости

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 января 2007 г. N 79-р г. Москва

Дата подписания 26 января 2007 г.
Опубликован 2 февраля 2007 г.

1. Утвердить прилагаемую Концепцию федеральной целевой программы "Дети России" на 2007 - 2010 годы (далее - Программа), включающую подпрограммы "Здоровое поколение", "Одаренные дети" и "Дети и семья".

2. Определить государственным заказчиком - координатором Программы Минздравсоцразвития России, государственными заказчиками Программы - Росздрав, Рособразование, Роскультуру, Росспорт, МВД России и ФСИН России.

3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета составляет 10101,7 млн. рублей (в ценах соответствующих лет).

4. Минздравсоцразвития России обеспечить разработку проекта Программы и в установленном порядке представить его в Правительство Российской Федерации.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Фрадков

Концепция федеральной целевой программы "Дети России" на 2007 - 2010 годы

I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации

В Российской Федерации проживает 29 млн. детей. К числу наиболее уязвимых категорий детей относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (731 тыс. детей), дети-инвалиды (587 тыс. детей), дети, находящиеся в социально опасном положении (676 тыс. детей). Указанные группы детей нуждаются в первую очередь в социальной реабилитации и адаптации, интеграции с обществом.

Вместе с тем дети нуждаются в реализации права на развитие их природных задатков, психолого-педагогическом сопровождении. Необходимо осуществлять адресную поддержку одаренных детей со стороны государства.

По прогнозным данным, к 2010 году численность детей уменьшится по сравнению с 2003 годом на 3,73 млн. человек, что определяет дальнейшую тенденцию сокращения численности населения страны. Уровень рождаемости не обеспечивает простого воспроизводства населения. Показатели материнской и младенческой смертности остаются на высоком уровне, только 30 процентов новорожденных могут быть признаны здоровыми. За последние 10 лет уровень заболеваемости детей в целом вырос более чем в 1,4 раза.

Семейное неблагополучие, асоциальное поведение родителей и отсутствие контроля за поведением детей приводит последних к ранней криминализации.

Статистика показывает устойчивый рост преступности несовершеннолетних (в 2003 году совершено 145,4 тыс. преступлений, в 2004 году - 154,4 тыс. преступлений, в 2005 году - 154,7 тыс. преступлений).

Решение проблемы безнадзорности детей и подростков и их интеграция с обществом остаются в числе главных задач деятельности органов власти всех уровней и в центре внимания общества.

В Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы) обозначены следующие приоритетные направления государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации:

охрана и укрепление здоровья детей и подростков;

профилактика социального неблагополучия семей с детьми;

повышение эффективности государственной системы поддержки детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах, в том числе детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

создание условий для активного включения детей в социально-экономическую, культурную жизнь общества.

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года сделан особый акцент на увеличении рождаемости и укреплении государственной поддержки семей с детьми, на разработке механизма, позволяющего сократить количество детей, находящихся в учреждениях интернатного типа.

Актуальность федеральной целевой программы "Дети России" на 2007 - 2010 годы (далее - Программа), ее цели и задачи определяются исходя из наличия не решенных в рамках предыдущих федеральных целевых программ проблем детства, необходимости обеспечения реализации Конвенции ООН по правам ребенка, других международных правовых актов, Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года.

Программа призвана обеспечить комплексный подход к созданию благоприятных условий для улучшения жизнедеятельности и здоровья детей, к решению проблем неблагополучия семей с детьми.

Отличие Программы от ранее действовавших федеральных целевых программ будет состоять в следующем:

ориентированность как на поддержку и развитие детей, так и на профилактику семейного неблагополучия и поддержку семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в первую очередь семей с детьми-инвалидами;

применение современных технологий и инноваций при решении проблем семей с детьми в целом и детей в частности;

направленность целей и задач, а также мероприятий Программы на достижение результатов, оцениваемых основными целевыми индикаторами и показателями Программы.

II. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом

Ранее действовавшие федеральные целевые программы, направленные на улучшение положения детей в Российской Федерации, предусматривали координацию усилий всех заинтересованных структур и объединение различных ресурсов для решения проблем детей, возникающих в новых социально-экономических условиях.

Программно-целевой метод в реализации мер по улучшению положения детей доказал свою эффективность как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Во всех субъектах Российской Федерации приняты региональные программы, направленные на улучшение положения детей.

В результате выполнения федеральной целевой программы "Дети России" на 2003 - 2006 годы достигнуто снижение младенческой смертности (с 12,4 на 1000 родившихся живыми в 2003 году до 11 на 1000 родившихся живыми в 2005 году), материнской смертности (с 31,9 на 100 тыс. родившихся живыми в 2003 году до 30,5 на 100 тыс. родившихся живыми в 2005 году), снижение инвалидности среди детей с хронической патологией, укрепление здоровья детей и подростков на всех этапах развития. По сравнению с 2003 годом в 2005 году количество беспризорных детей сократилось на 3,2 тыс. человек (4,27 тыс. против 7,5 тыс.), детей, находившихся в трудной жизненной ситуации - на 274 тыс. человек (676 тыс. против 950 тыс.). В 2005 году в учреждениях социального обслуживания семьи и детей помощь получили более 440 тыс. семей с детьми-инвалидами, что на 26 процентов больше уровня 2003 года.

В рамках указанной федеральной целевой программы осуществлялись строительство и реконструкция 42 учреждений родовспоможения и детства, 77 учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 60 детских домов-интернатов для детей-инвалидов и реабилитационных центров для детей с ограниченными возможностями.

Реализация программы позволила укрепить материально-техническую базу более 600 учреждений родовспоможения и детства, 1200 специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в том числе центров помощи семьям с детьми и кризисных центров помощи женщинам, более 500 образовательных учреждений, 92 центров временного содержания несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, более 50 воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы Федеральной службы исполнения наказаний, более 300 специализированных учреждений для детей-инвалидов, более 400 учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (оснащение автотранспортом, сельскохозяйственной техникой, современным лечебно-профилактическим, реабилитационным, компьютерным, технологическим и бытовым оборудованием).

Сеть специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, расширилась до 1300 учреждений, число реабилитационных центров для детей-инвалидов увеличилось до 324 учреждений.

Одаренным детям ежегодно выплачивались до 120 единовременных стипендий, обеспечивалась поддержка 12 всероссийских и международных предметных олимпиад для детей с целью выявления юных талантов.

Благодаря развитию новых форм устройства в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, рост доли детей, переданных на воспитание в семьи граждан (усыновление, опека, приемная семья), составил 9,1 процента за период реализации программы.

Реализация программы на федеральном уровне позволила ежегодно улучшать показатели здоровья и социального положения около 4 млн. детей, в том числе каждого четвертого ребенка-инвалида, каждого десятого ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию, и каждого двенадцатого ребенка из числа детей-сирот.

Несмотря на достигнутые в предыдущие годы позитивные результаты, остается много проблем в сфере обеспечения жизнедеятельности детей, которые требуют решения на государственном уровне.

Из-за низкого уровня здоровья женщин детородного возраста продолжает увеличиваться количество случаев беременности и родов, протекающих с различными осложнениями.

Более половины детей имеют отклонения в состоянии здоровья, требующие проведения лечебно-коррекционных и реабилитационных мероприятий.

Социальная значимость ряда проблем, связанных с состоянием здоровья детей в Российской Федерации, говорит о необходимости их решения только программно-целевым методом.

Выявление и развитие природных задатков детей должно осуществляться на всех ступенях их воспитания. Необходимо дальнейшее обеспечение условий, способствующих максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей, включая создание государственной системы выявления одаренности с раннего возраста, оказание адресной поддержки каждому одаренному ребенку, разработку индивидуальных "образовательных маршрутов" с учетом специфики творческих и интеллектуальных способностей ребенка, а также формирование личностного и профессионального самоопределения.

В последние годы наметилась тенденция к сокращению числа беспризорных и безнадзорных детей. Но говорить о полном устранении этого негативного социального явления преждевременно, поэтому мероприятия Программы должны быть направлены не только на расширение системы учреждений профилактики безнадзорности и беспризорности, но и на совершенствование ее деятельности, повышение качества и доступности социальных услуг для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, приоритетное развитие профилактики семейного неблагополучия.

В настоящее время сохраняется тенденция роста детской инвалидности. В связи с тем что подавляющее большинство детей-инвалидов воспитывается в семье, работа специализированных учреждений для детей с ограниченными возможностями требует усиления профилактической направленности.

Проблема социального сиротства продолжает оставаться одной из наиболее острых проблем детства. Однако развитие альтернативных семейных форм происходит медленно. Активное внедрение таких форм устройства детей позволит решить проблему социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Накопленный опыт использования программно-целевого метода для осуществления мер по улучшению положения детей, результаты анализа реализации мероприятий ранее действовавших федеральных целевых программ, наличие не решенных в рамках предыдущих федеральных целевых программ проблем, а также социально-экономическая и демографическая ситуация в регионах подтверждают целесообразность и необходимость продолжения работы по улучшению положения детей в рамках Программы.

При этом невозможность комплексного решения проблемы детства без использования Программы обусловлена рядом объективных причин:

многообразием, сложностью и масштабностью задач по созданию благоприятных условий для развития и жизнедеятельности детей;

необходимостью разработки и реализации комплекса мероприятий, увязанных по конкретным целям, ресурсам, срокам выполнения и исполнителям;

необходимостью выполнения в рамках единой программы крупных по объему и требующих длительных сроков реализации инвестиционных проектов.

III. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации без использования программно-целевого метода

Программа является инструментом налаживания взаимодействия, выработки общих подходов Российской Федерации и ее субъектов к реализации эффективных мер по социальной поддержке и улучшению положения детей.

Реализация мероприятий Программы требует консолидации сил всего общества.

Вероятными последствиями отказа от использования программно-целевого метода при решении вопросов улучшения положения детей могут стать:

разрозненные усилия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, снижение их ответственности, несистемное решение стоящих перед государством задач в этой области;

распыление средств бюджетов всех уровней, незначительное привлечение средств внебюджетных источников для решения проблем детей;

высокий уровень материнской, младенческой и детской смертности, значительно превышающий аналогичные среднеевропейские показатели;

прогрессирующее ухудшение здоровья детей, особенно раннего и подросткового возраста;

снижение уровня выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей, способствующих сохранению национального генофонда страны, формирующих будущую высокопрофессиональную элиту в сфере науки и техники, культуры и искусства;

рост количества безнадзорных и беспризорных детей, увеличение числа правонарушений среди несовершеннолетних;

рост количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе за счет усиления вторичной волны социального сиротства, вызванной неадекватной социализацией, социальной незащищенностью выпускников учреждений интернатного типа;

увеличение доли детей, находящихся на государственном обеспечении в учреждениях интернатного типа;

ухудшение условий интеграции детей-инвалидов с обществом, увеличение количества детей-инвалидов, проживающих в специализированных детских учреждениях.

Отказ от программно-целевого метода в решении проблемы обеспечения дородовой и послеродовой диагностики врожденных пороков развития, проведения функциональных методов обследования беременных женщин в необходимом объеме может привести к увеличению количества детей с тяжелыми врожденными аномалиями и пороками развития, что, в свою очередь, повысит затраты на оказание реанимационной помощи новорожденным детям и дорогостоящих видов медицинской помощи детям раннего возраста (нейрохирургия, кардиохирургия и др.).

Отсутствие комплексных, профилактических, лечебно-оздоровительных и коррекционных мероприятий в образовательных учреждениях приведет к росту распространенности хронической патологии среди детей различных возрастных категорий.

Отсутствие программно-целевого метода в реализации государственной политики в интересах одаренных детей не позволит обеспечить необходимый уровень их поддержки, оказания им профессиональной, психологической и педагогической помощи для всестороннего развития.

Кроме того, сформированная в рамках подпрограммы "Одаренные дети" система проведения всероссийских мероприятий с детьми в целях выявления юных талантов предполагает включение в социально значимую деятельность детей и подростков на всех уровнях, что обеспечивает их занятость в свободное от учебы время и является эффективным средством профилактики асоциальных проявлений среди несовершеннолетних.

Отказ от использования программно-целевого метода также не позволит обеспечить комплексное решение проблем безнадзорности и беспризорности, создание условий для эффективной социальной реабилитации и адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и развитие новых форм профилактической работы с семьей и детьми. Представляется проблематичным также обеспечить дальнейшее развитие различных форм занятости "трудных" подростков, склонных к совершению противоправных действий и представляющих реальную угрозу создания криминогенной обстановки в летнее время.

Вероятными последствиями отказа от использования программно-целевого метода при решении вопросов социальной и трудовой реабилитации несовершеннолетних может быть увеличение числа повторных правонарушений среди несовершеннолетних, а также снижение эффективности работы по созданию благоприятных условий для обеспечения жизнедеятельности детей-сирот, сокращению количества детей, оставшихся без попечения родителей, передаваемых в семьи. Показатель устройства в семьи граждан детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, останется на уровне 2005 года (в пределах 67 -68 процентов) и не позволит реализовать положения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года. К 2010 году число детей-инвалидов может увеличиться на 5 процентов, число семей с детьми-инвалидами, получающих комплексную реабилитацию и помощь в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями, уменьшится на 10-15 процентов, а предоставляемые реабилитационные услуги позволят снять в дальнейшем ограничения жизнедеятельности лишь с 5 процентов детей-инвалидов.

IV. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы

Использование программно-целевого метода дает возможность последовательно осуществлять меры по улучшению положения детей, что должно привести к улучшению демографической ситуации и укреплению интеллектуального потенциала страны, сохранению и поддержанию основных параметров жизнедеятельности детей.

Вместе с тем выполнению поставленных задач могут помешать риски, сложившиеся в обществе под воздействием социально-экономических проблем, больше всего отражающихся на семейном благополучии. Это приведет к росту социального сиротства, увеличению числа правонарушений среди несовершеннолетних, росту численности беспризорных и безнадзорных детей.

Проблемы реабилитации и интеграции детей-инвалидов могут быть решены только последовательными комплексными усилиями на всех уровнях государственного устройства в координации с институтами гражданского общества, семьей, воспитывающей ребенка-инвалида. Ухудшение экологической обстановки, неблагоприятные условия труда женщин, недостаточные возможности для здорового образа жизни, высокий уровень заболеваемости родителей, особенно матерей, ведут к росту детской инвалидности, ухудшению положения детей-инвалидов, увеличению количества детей, помещенных в дома-интернаты.

Сокращение обеспечения детей и беременных женщин высокотехнологичными методами диагностики, снижение объемов и качества перинатальной помощи в целях профилактики врожденных и наследственных болезней может привести к увеличению рождаемости детей с врожденными и наследственными заболеваниями и пороками развития, к поздней диагностике и хронизации заболеваний.

В перспективе эти риски снизят эффективность ранее предпринимавшихся действий по улучшению положения детей и повлекут увеличение расходов в будущем для достижения современного уровня функционирования системы социального обслуживания семьи и детей, здравоохранения и образования.

При реализации Программы учитывается реализация субъектами Российской Федерации мероприятий региональных программ, направленных на улучшение положения детей.

Программы федерального и регионального уровней взаимно дополняют друг друга. При их реализации осуществляются совместное финансирование и координация принимаемых мер, что повышает эффективность работы с детьми, проживающими на конкретной территории, располагающей собственными возможностями и ресурсами.

В настоящей Концепции рассматриваются 3 возможных варианта реализации Программы.

Первый вариант предусматривает финансирование Программы в полном объеме, что позволит достичь запланированных целевых индикаторов и показателей реализации Программы в 2007 - 2010 годах.

Основные целевые индикаторы и показатели реализации Программы при первом варианте финансирования приведены в приложении N 1.

Второй вариант предусматривает реализацию Программы с уменьшенным объемом финансирования (от 50 до 80 процентов заявленного объема финансирования).

Сокращение финансирования Программы из федерального бюджета приведет:

к невозможности реализации части мероприятий Программы по решению проблем детского неблагополучия;

к увеличению числа объектов незавершенного строительства (в том числе учреждений родовспоможения и детства, специализированных учреждений для детей-инвалидов);

к невозможности разработки государственной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей;

к недостаточному проведению научно-исследовательских работ, направленных на развитие методических основ деятельности учреждений, оказывающих помощь детям, современных технологий, форм и методов работы с несовершеннолетними, в том числе одаренными детьми;

к сокращению числа разрабатываемых и внедряемых инновационных проектов по социальной реабилитации и адаптации несовершеннолетних и развитию альтернативных форм устройства детей-сирот в семью.

Основные целевые индикаторы и показатели реализации Программы при втором варианте финансирования приведены в приложении N 2.

Темпы снижения показателей младенческой, материнской и детской смертности будут замедлены. По сравнению с предыдущим вариантом доля безнадзорных детей будет увеличиваться, количество детей-инвалидов, получающих реабилитационные услуги, будет уменьшаться, рост количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных в семью, будет замедлен. Ухудшение последних 3 показателей будет происходить не так быстро, как в случае полного отсутствия финансирования Программы.

Этот вариант предусматривает основные направления решения вопросов по улучшению положения детей. В случае уменьшения объема финансирования средства федерального бюджета будут направлены на реализацию следующих приоритетных мероприятий, обеспечивающих наилучшие результаты в достижении основных целей:

обеспечение медицинских учреждений диагностическими наборами для проведения неонатального скрининга на фенилкетонурию и врожденный гипотериоз, оборудованием для реанимации, интенсивной терапии и выхаживания недоношенных детей;

обеспечение функционирования единой системы выявления и учета детей, находящихся в социально опасном положении;

обеспечение эффективной адаптации и реабилитации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

обеспечение выявления, развития и адресной поддержки наиболее талантливых и одаренных детей;

обеспечение социально-психологической поддержкой и медико-социальной помощью детей, оставшихся без попечения родителей;

обеспечение детей-инвалидов реабилитационным оборудованием;

реконструкция и строительство перинатальных центров и межрегиональных центров восстановительного и реабилитационного лечения, центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, специализированных учреждений для детей-инвалидов, детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Третий вариант предусматривает финансирование Программы в объеме менее 30 процентов запрашиваемой суммы, что ставит под сомнение эффективность реализации Программы.

При таком варианте необходимо сосредоточить финансирование на наиболее результативных, но в то же время менее затратных мероприятиях.

Основные целевые индикаторы и показатели реализации Программы при третьем варианте финансирования приведены в приложении N 3.

V. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом

Программа предусматривает достижение целей к концу 2010 года. С учетом того что в рамках Программы ежегодно решаются аналогичные задачи, целесообразно отдельными этапами реализации Программы определять календарный год. По итогам года проводится анализ эффективности проведения мероприятий, расходования средств на основе оценки основных целевых индикаторов и показателей, а также определяются промежуточные результаты реализации Программы.

VI. Предложения по целям и задачам Программы, основным целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации Программы по годам

Целями Программы являются создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, государственная поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Задачами Программы являются:

обеспечение безопасного материнства и рождения здоровых детей, охрана здоровья детей и подростков, в том числе репродуктивного здоровья;

профилактика и снижение детской и подростковой заболеваемости, инвалидности и смертности;

создание государственной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей, сохранение национального генофонда страны, развитие интеллектуального и творческого потенциала России;

профилактика социального неблагополучия семей с детьми, защита прав и интересов детей;

совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

проведение эффективной реабилитации и адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

обеспечение полноценной жизнедеятельности детей-инвалидов и их интеграции с обществом;

профилактика социального сиротства, постепенный переход от воспитания детей в учреждениях интернатного типа к семейным формам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

обеспечение профессиональной подготовки и социальной защищенности выпускников детских учреждений интернатного типа, развитие системы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Достижение указанных целей и задач будет осуществляться в рамках реализации подпрограмм, входящих в Программу.

Предлагается в рамках Программы выделить подпрограммы "Здоровое поколение", "Одаренные дети", "Дети и семья".

Целью подпрограммы "Здоровое поколение" является сохранение, восстановление и укрепление здоровья детей и подростков, привитие им навыков здорового образа жизни.

Задачами указанной подпрограммы являются:

обеспечение безопасного материнства, создание условий для рождения здоровых детей;

внедрение высокотехнологичных методов диагностики и профилактики наследственных заболеваний и врожденных пороков развития у детей;

охрана здоровья детей и подростков, в том числе репродуктивного;

пропаганда здорового образа жизни;

профилактика заболеваемости, инвалидности и смертности в детском и подростковом возрасте;

улучшение здоровья детей и подростков, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, обеспечение детей, проживающих в отдаленных поселениях, квалифицированной диагностической и лечебной помощью.

Целевые индикаторы и показатели реализации подпрограммы "Здоровое поколение" приведены в приложении N 4.

Целью подпрограммы "Одаренные дети" является обеспечение благоприятных условий для создания единой государственной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности. Задачами подпрограммы являются:

создание государственной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей, в том числе на основе инновационных технологий выявления и поддержки одаренных детей, проживающих в сельской местности, населенных пунктах, удаленных от крупных центров культуры, образования, науки;

координация деятельности базовых центров по работе с одаренными детьми и их поддержка;

оказание консультационной помощи родителям и педагогам, работающим с одаренными детьми;

формирование информационной базы данных о существующих творческих, интеллектуальных ресурсах будущего российского общества.

Целевые индикаторы и показатели реализации подпрограммы "Одаренные дети" приведены в приложении N 5.

Целями подпрограммы "Дети и семья" являются защита и улучшение положения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, профилактика социального сиротства и семейного неблагополучия, комплексное решение проблем семей с детьми-инвалидами, обеспечение их полноценной жизнедеятельности и интеграции с обществом, развитие семейных форм устройства детей-сирот.

Подпрограмма "Дети и семья" обеспечит комплексное решение проблем социализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В связи со спецификой проблем различных категорий детей в рамках указанной подпрограммы предусмотрены такие направления, как "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "Семья с детьми-инвалидами", "Дети-сироты".

В рамках направления "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" предусматривается решение следующих задач:

развитие форм профилактики социального неблагополучия семей с детьми;

защита прав и интересов детей;

укрепление системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

развитие инновационных технологий и форм профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе в условиях сельской местности;

обеспечение доступности социальной реабилитации и адаптации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

создание условий для творческого развития, оздоровления и временной занятости детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Целевые индикаторы и показатели реализации подпрограммы "Дети и семья" по направлению "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" приведены в приложении N 6.

В рамках направления "Семья с детьми-инвалидами" предусматривается решение следующих задач:

внедрение современных технологий в комплексную реабилитацию с целью максимального развития умственных и физических возможностей детей-инвалидов;

содействие ресурсному обеспечению специализированных учреждений для детей с ограниченными возможностями в целях проведения комплексной реабилитации детей-инвалидов;

обеспечение территориальной доступности комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями;

внедрение методик социальной адаптации детей-инвалидов в условиях семьи.

Целевые индикаторы и показатели реализации подпрограммы "Дети и семья" по направлению "Семья с детьми-инвалидами" приведены в приложении N 7.

В рамках направления "Дети-сироты" предусматривается решение следующих задач:

реализация на федеральном уровне системы мероприятий по пропаганде и развитию различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, оказанию содействия гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, желающим принять ребенка на воспитание в семью;

разработка, апробация и внедрение инновационных технологий работы по защите прав детей, оставшихся без попечения родителей;

создание системы психолого-педагогического, медико-социального сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в стационарных учреждениях, в постинтернатный период, а также в замещающих семьях;

обеспечение профессиональной подготовки, личностного и профессионального самоопределения выпускников учреждений интернатного типа, детей из замещающих семей за счет обучения конкурентоспособным профессиям.

Показатели реализации подпрограммы "Дети и семья" по направлению "Дети-сироты" приведены в приложении N 8.

VII. Предложения по объемам и источникам финансирования Программы

Финансирование мероприятий Программы предусматривается за счет средств федерального бюджета, а также средств бюджетов субъектов Российской Федерации в порядке софинансирования и при условии разработки субъектами Российской Федерации собственных региональных программ, финансируемых за счет средств своих бюджетов.

Затраты на реализацию Программы (в ценах соответствующих лет) за счет всех источников финансирования составляют 47845,9 млн. рублей, из них за счет средств федерального бюджета - 10101,7 млн. рублей, средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 36315,1 млн. рублей, средств внебюджетных источников - 1429,1 млн. рублей.

Объемы ежегодного финансирования мероприятий Программы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации согласовываются государственными заказчиками подпрограмм с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации при заключении соглашений (договоров) о намерениях.

Предельные (прогнозные) объемы и источники финансирования Программы приведены в приложении N 9.

Передача субъектам Российской Федерации материально-технических средств, приобретенных за счет средств федерального бюджета, осуществляется государственными заказчиками Программы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Внебюджетные средства будут привлекаться за счет средств общественных организаций и спонсорских средств.

VIII. Предварительная оценка эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы

Реализация мероприятий Программы позволит:

улучшить качество жизни и здоровья детей;

повысить качество и доступность социальных услуг для семей с детьми, в первую очередь для семей с детьми-инвалидами;

усовершенствовать государственную систему социальной защиты и поддержки несовершеннолетних в целях обеспечения оказания экстренной и оперативной помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, а также выполнения долговременной последовательной работы по поддержке детей, нуждающихся в особой заботе государства.

Реализация мероприятий подпрограммы "Здоровое поколение" позволит продолжить совершенствование государственной поддержки службы материнства и детства, повысить доступность и качество медицинской помощи женщинам и детям, добиться к 2011 году:

снижения показателя младенческой смертности до 9,8 на 1000 родившихся живыми;

снижения показателя материнской смертности до 21 на 100 тыс. родившихся живыми;

снижения показателя смертности детей в возрасте от 0 до 4 лет (включительно) до 10,9 на 1000 новорожденных соответствующего года рождения;

увеличения доли детей 1-й группы здоровья до 37,5 процента общего числа детей;

снижения показателя первичного выхода на инвалидность детей в возрасте от 0 до 17 лет (включительно) до 21,4 на 10 тыс. детей.

В ходе реализации подпрограммы "Одаренные дети" будет создана государственная система выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей, охватывающая до 40 процентов детского населения школьного возраста, направленная на сохранение национального генофонда страны, формирование будущей высокопрофессиональной элиты в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности.

Будет сформирована информационная база данных о талантливых и одаренных детях школьного возраста с целью отслеживания их дальнейшего личностного и профессионального самоопределения.

Число победителей всероссийских конкурсов, соревнований, олимпиад, турниров, проведенных в рамках подпрограммы, увеличится к 2011 году на 8 процентов по сравнению с данными 2006 года.

Дальнейшее развитие получит система всероссийских конкурсных мероприятий по выявлению одаренных детей. Будут разработаны и внедрены инновационные технологии по выявлению, развитию и адресной поддержке одаренных детей, в том числе проживающих в сельской местности, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Реализация мероприятий подпрограммы "Дети и семья" позволит организовать эффективную систему работы по предупреждению семейного неблагополучия и профилактике социального сиротства, направленную на оказание помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации.

Эффективность профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних находится в прямой зависимости от развития системы учреждений предоставления социальных услуг, от развития и внедрения новых технологий по работе с семьей и детьми.

В результате выполнения мероприятий указанной подпрограммы предполагается увеличить количество прошедших социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, что создаст условия, обеспечивающие снижение детской беспризорности, значительное снижение количества безнадзорных детей, сокращение социального сиротства и противоправного поведения несовершеннолетних.

Оценка реализации направления "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" к 2011 году будет осуществляться по следующим показателям:

удельный вес безнадзорных детей в общей численности детского населения - 2,17 процента;

удельный вес детей, получивших социальную реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, в общем количестве безнадзорных и беспризорных детей - 83,3 процента.

Реализация мероприятий подпрограммы позволит внедрить новые реабилитационные технологии, увеличить количество детских реабилитационных центров и укрепить их материально-техническую базу, привить детям-инвалидам профессиональные навыки и создать предпосылки к обеспечению равных возможностей для детей-инвалидов.

Оценка реализации направления "Семья с детьми-инвалидами" к 2011 году будет осуществляться по следующим показателям:

удельный вес детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями, в общем количестве детей-инвалидов - 43,1 процента;

удельный вес семей с детьми-инвалидами, получивших услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями, в общем количестве нуждающихся в услугах семей с детьми-инвалидами - 25,2 процента.

Выполнение мероприятий указанной подпрограммы позволит снизить количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передаваемых в учреждения на полное государственное обеспечение, увеличить количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передаваемых на воспитание в семьи граждан, обеспечить эффективную социализацию детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и их интеграцию с обществом.

Оценка реализации направления "Дети-сироты" к 2011 году будет осуществляться по показателю, отражающему долю детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных в семьи граждан, в общем количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, который должен достичь 72 процентов.

В результате реализации Программы государство получит экономический эффект, который формируется из 2 составляющих.

Во-первых, часть средств федерального бюджета будет сэкономлена за счет снижения потребности в затратах на решение ряда социальных вопросов. Например, сокращение затрат на содержание детей в учреждениях интернатного типа, а также на интеграцию и адаптацию выпускников этих учреждений позволит переориентировать освободившиеся средства на организацию работы с детьми и их семьями, нуждающимися в особой заботе государства.

Во-вторых, за счет сохранения и увеличения численности трудоспособного населения можно рассчитывать на соответствующее увеличение такого макроэкономического показателя, как валовой внутренний продукт.

Снижение затрат федерального бюджета будет достигнуто за счет:

предотвращения получения детьми инвалидности вследствие проведения скрининга новорожденных и соответствующих профилактических мероприятий;

уменьшения количества детей школьного возраста, получающих инвалидность;

уменьшения количества детей школьного возраста, переходящих в 3-ю группу здоровья из 2-й группы;

увеличения количества детей школьного возраста, переходящих в 1-ю группу здоровья из 2-й группы;

увеличения относительной доли детей, оставшихся без попечения родителей, направляемых на воспитание в семьи граждан;

уменьшения числа правонарушений несовершеннолетних и снижения количества подростков, направляемых в исправительные учреждения.

Увеличение численности трудоспособного населения может быть достигнуто за счет:

уменьшения количества инвалидов (скрининг, профилактическая работа с детьми школьного возраста 2-й группы здоровья);

возможности работать для родителей, чьи дети не стали инвалидами;

возможности работать для родителей вследствие проведения в отношении их детей-инвалидов реабилитационных мероприятий;

возможности трудоустроиться детям-инвалидам по достижении соответствующего возраста и вследствие проведения реабилитационных мероприятий;

уменьшения количества подростков, попадающих в исправительные учреждения.

Проведенный анализ показывает, что средства, направленные на реализацию Программы, окупятся к ее окончанию. В 2011 году экономический эффект от реализации Программы составит около 19 млрд. рублей. В последующие 10 лет экономический эффект от реализации Программы будет возрастать и в 2020 году составит около 29 млрд. рублей в год. Численность населения, сохранившего трудоспособность в результате реализации Программы, к 2020 году составит около 230 тыс. человек.

Реализация Программы в части усиления профилактической направленности деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей будет способствовать сокращению базы социального неблагополучия семей с детьми, приводящего к социальному сиротству, и снижению тем самым доли детей, нуждающихся в государственном попечении.

Эффективно действующая система учреждений, предоставляющих социальные услуги, позволит превентивно решать многие возникающие проблемы и избегать попадания семей с детьми в ситуацию социального риска. Повышение эффективности работы в этой сфере и оптимизация использования государственных ресурсов в интересах граждан будут способствовать улучшению общего социального климата в стране и повышению качества жизни.

IX. Предложения по участию федеральных органов исполнительной власти, ответственных за формирование и реализацию Программы

В число федеральных органов исполнительной власти, ответственных за формирование и реализацию Программы, предполагается включить Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации, Федеральное агентство по физической культуре и спорту, Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, Федеральное агентство по образованию, Федеральное агентство по культуре и кинематографии и Федеральную службу исполнения наказаний.

X. Предложения по государственным заказчикам и разработчикам Программы

Функции государственного заказчика - координатора Программы предполагается возложить на Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а функции государственных заказчиков Программы - на Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, Федеральное агентство по образованию, Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Федеральное агентство по физической культуре и спорту, Министерство внутренних дел Российской Федерации и Федеральную службу исполнения наказаний.

Указанные федеральные органы исполнительной власти должны стать основными разработчиками Программы и подпрограмм.

XI. Предложения по основным направлениям финансирования, срокам и этапам реализации Программы

Предлагаемые сроки реализации Программы - 2007 - 2010 годы.

Финансирование Программы за счет средств федерального бюджета планируется осуществлять по следующим направлениям:

капитальные вложения - 6917 млн. рублей;

научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 37,7 млн. рублей;

прочие нужды - 3147 млн. рублей.

Общий объем финансирования за счет средств федерального бюджета - 10101,7 млн. рублей.

Предельные (прогнозные) объемы финансирования Программы за счет средств федерального бюджета по основным направлениям и государственным заказчикам представлены в приложении N 10.

Строительство и реконструкция объектов будут осуществляться в течение всего периода реализации Программы на условиях софинансирования (не менее 50 процентов стоимости работ) в рамках федеральной адресной инвестиционной программы.

По направлению "капитальные вложения" предполагается проведение строительства и реконструкции:

учреждений родовспоможения и детства, перинатальных центров и межрегиональных центров восстановительного и реабилитационного лечения;

центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей;

специализированных учреждений для детей-инвалидов;

детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

По направлению "научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы" предполагается проведение разработки и совершенствования:

новых лечебно-диагностических и перинатальных технологий, методик реанимации, интенсивной терапии, выхаживания недоношенных детей;

современных технологий и форм профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе в условиях сельской местности;

научно-методических основ поддержки семей с детьми-инвалидами;

современных технологий комплексной реабилитации детей-инвалидов, проживающих в семье, с целью максимального развития их умственных и физических возможностей;

организационных и информационных технологий по подбору потенциальных родителей для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

По направлению "прочие нужды" предполагается осуществление следующих мероприятий:

совершенствование специализированной медицинской помощи, в том числе реанимационной и интенсивной терапии, оказываемой беременным женщинам и новорожденным;

расширение массового обследования новорожденных и дальнейшее внедрение скринингового обследования наследственных и врожденных заболеваний у детей;

обеспечение функционирования единой системы выявления и учета безнадзорных детей;

обеспечение эффективной адаптации и реабилитации детей, нуждающихся в социальной реабилитации;

реализация опытно-экспериментальных (пилотных) проектов по внедрению новых форм профилактики безнадзорности;

оснащение учреждений материнства и детства, реабилитационных центров для детей с ограниченными возможностями, учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

развитие и внедрение новых форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Разработка и выполнение комплекса мероприятий Программы будет способствовать улучшению качества жизни и здоровья детей, решению проблем неблагополучия детей, осуществлению государственной поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

XII. Предложения по механизмам формирования мероприятий Программы

Государственные заказчики Программы формируют предложения по проектам Программы и подпрограмм, привлекая к разработке мероприятий Программы, целевых индикаторов и показателей научные институты, представителей общественных организаций, основываясь на результатах анализа выполнения федеральной целевой программы "Дети России" за предшествующий период и региональных целевых программ.

Подготовленные предложения государственные заказчики Программы представляют в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации для формирования перечня мероприятий Программы на основе предложений, признанных целесообразными.

XIII. Предложения по возможным вариантам форм и методов управления реализацией Программы

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации как государственный заказчик - координатор Программы:

подготавливает ежегодно в установленном порядке предложения по уточнению перечня мероприятий Программы на очередной финансовый год, уточняет по ним затраты, а также механизм реализации Программы;

уточняет перечень целевых индикаторов и показателей реализации Программы на соответствующий год и их поквартальную разбивку;

несет ответственность за своевременность и качество подготовки и реализации Программы, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию;

осуществляет координацию деятельности государственных заказчиков Программы по ее подготовке и реализации, а также по рациональному использованию средств федерального бюджета и средств внебюджетных источников;

подготавливает ежеквартально в установленном порядке доклад о ходе реализации Программы на основе информации, представленной федеральными органами исполнительной власти - государственными заказчиками подпрограмм.

В целях обеспечения управления реализацией Программы создается координационный совет по реализации Программы, который является межведомственным коллегиальным органом. В состав указанного координационного совета входят полномочные представители государственного заказчика - координатора Программы, государственных заказчиков Программы, других федеральных органов исполнительной власти, научных организаций и общественных объединений, а также представители средств массовой информации.

(gif, GIF, 54 Кб)
(gif, GIF, 191 Кб)
(gif, GIF, 54 Кб)
(gif, GIF, 53 Кб)
(gif, GIF, 31 Кб)
(gif, GIF, 31 Кб)
(gif, GIF, 25 Кб)
(gif, GIF, 27 Кб)
(gif, GIF, 18 Кб)
(gif, GIF, 207 Кб)

Последние новости