02.02.2007 02:30
    Поделиться

    Япония соскучилась по вооруженным силам

    Азиатских соседей Японии тревожит, что Страна восходящего солнца все больше отходит от пацифизма, порожденного трагедиями Хиросимы и Нагасаки. В Токио, в том числе из уст главы правительства, зазвучали призывы пересмотреть послевоенную конституцию, в которой Япония отказалась от войны как суверенного права нации, от создания собственной армии, флота, авиации.

    Так называемые "силы самообороны" были сформированы вопреки конституции под предлогом, что стране вулканов, землетрясений и цунами якобы необходима военизированная структура для оказания экстренной помощи населению в случае стихийных бедствий. Общественность успокаивали, что "силы самообороны" оснащены только оборонительным оружием и вправе действовать лишь на земле, в воздушном пространстве и территориальных водах Японии.

    Премьер Абэ назвал своим приоритетом пересмотр таких ограничений. Разве, мол, народ не хочет, чтобы Страна восходящего солнца играла в политике роль, адекватную экономическому потенциалу, чтобы она стала постоянным членом Совета Безопасности. Но дабы участвовать в миротворческих операциях ООН, она должна иметь возможность направлять своих военнослужащих за рубеж. А это завершающий шаг к тому, чтобы вооруженные силы обрели легитимный характер.

    Ратуя за то, чтобы Япония стала в этом смысле "нормальной страной", Абэ заявил, что будет подобно своему предшественнику регулярно посещать храм Ясукуни. Вот типичное высказывание на сей счет знакомого журналиста из Токио: "Если россияне возмущены отношением эстонских властей к могилам советских воинов, почему они не признают за японцами права чтить память их соотечественников, погибших в годы войны?"

    Полагаю, что между двумя упомянутыми проблемами, вызвавшими резонанс, есть различие, хотя есть и элементы сходства. Прежде всего храм Ясукуни - это не место захоронения, а место поминовения погибших на войне. В этом святилище хранятся таблички с именами двух с половиной миллионов японцев, отдавших свои жизни на поле брани. Ни одной могилы или урны с прахом там нет. И в этом отличие от судьбы бронзового солдата в Таллине.

    Но протесты в Азии вызывает тот факт, что в 1978 году к этим спискам добавлены имена четырнадцати военных преступников, повешенных по приговору Международного трибунала. Среди них и премьер Тодзио, инициатор удара по Пёрл-Харбору.

    Поэтому регулярные визиты нынешних японских премьеров в храм Ясукуни выглядят как воздание почестей призракам милитаризма, как стремление изобразить казненных военных преступников некими патриотами-мучениками.

    Религия синто почитает основателем Японии мифического императора Дзимму, вступившего на престол 11 февраля 660 года до нашей эры. Слова Дзимму о божественном предназначении Японии "собрать восемь углов мира под одной крышей" были возведены в ранг государственной политики, стали идеологической основой агрессии против соседних азиатских государств.

    После разгрома японского милитаризма союзники запретили отмечать вступление Дзимму на престол как День основания государства. Однако сорок лет назад 11 февраля было вновь возвращено в календари как праздничная дата. Примечательно, что именно в канун ее проводят свои шумные сборища перед российским посольством в Токио японские организации, претендующие на Южные Курилы.

    Поделиться