02.02.2007 01:50
    Поделиться

    Россияне увидят вавилонские страдания, веселые похороны и восхождение Ганнибала

    "Ниоткуда с любовью, или Веселые похороны"

    Драма.

    Режиссер - Владимир Фокин. Россия.

    Этот фильм - об актуальной "жаре". Но в нем жара нью-йоркская, вязкая и липкая, когда испаряются даже стены. В этой жаре мыкаются вдали от родных снегов, оторванные от дома русские эмигранты, увиденные глазами писательницы Людмилы Улицкой. Ее повесть "Веселые похороны" экранизировал Владимир Фокин ("Дом для богатых", "Пятый ангел"), и этот фильм, думаю, станет одним из главных художественных прорывов нашего кино за последние годы. Главное действие протекает в огромной и на взгляд нежилой манхэттенской квартире-мастерской, где вместо двери - лифт и где постояльцы пытаются создать свой маленький, как световое пятно от абажура, островок чисто русского коммунального быта. Там они потребляют продукты из русского магазина и не могут оторваться от телевизора, который нон-стоп транслирует новости из Москвы: путч, оборона Белого дома, снос памятника Дзержинскому, время надежд, когда бежавшие от развитого коммунизма интеллектуалы снова почувствовали связь с родиной.

    А в центре всего - человек-глыба, хозяин мастерской художник Алик - жизнелюб и бабник, которому отмерены считанные дни жизни, а пока он прикован к инвалидному креслу, и живут в нем одни глаза. Александр Абдулов в роли Алика превзошел все, что он когда-либо делал в кино. Фокин сделал один из тех фильмов, которые переворачивают в человеке все представления о смысле жизни и неизбежности смерти. В ней фантастические актерские работы Елены Руфановой, Анны Алексахиной, Лии Ахеджаковой, Владимира Качана... Об этой картине мы еще не раз будем говорить, но когда ее можно будет увидеть - пока еще неясно.

    "Вавилон"

    Драма.

    Режиссер Алехандро Гонсалес Иньярриту. США.

    Возможно, главный фильм 2007 года - его масштабность равна его художественным качествам. Формально это третья часть трилогии мексиканца Алехандро Гонсалеса Иньярриту, начатой нашумевшими лентами "Сука- любовь" и "21 грамм". Но это первый фильм, снятый им с голливудским размахом и с амбициями охватить единым взглядом трагедии, которые разворачиваются одномоментно в четырех странах трех континентов.

    Все начнется в пустынном Марокко, где местные ребятишки пробуют "винчестер", купленный для охраны овец от шакалов. Все приобретет трагические тона, когда парни для забавы пустят пулю в проезжающий по шоссе туристский автобус. Пуля попадет в молодую американку, которая с мужем путешествует по Африке, надеясь заглушить боль недавней утраты - смерти ребенка. Супруги в отчаянном положении: до ближайшей больницы многие часы езды, а рана смертельно опасна (эти роли принадлежат к лучшим работам Кейт Бланшетт и Брэда Питта).

    Параллельно развивается история их наемной няни, которая осталась с детишками дома в Сан-Диего, но торопится на свадьбу сына в недалекую Мексику и, отгуляв там, ввинчивается в жуткую историю с пограничниками, поставив и себя и детишек на грань гибели. Время от времени мы переносимся в стерильно неоновый мир Японии, где глухонемая девушка, отгороженная от мира барьером вечной тишины, мучается своим одиночеством в толпе.

    Разрозненные истории оказываются накрепко связаны между собой: легко заметить, что все эти трагедии начинаются с мелочи, ерунды, глупости или легкомысленной безответственности. Но мир таков, что все в нем зависят друг от друга, - фильм это покажет с устрашающей наглядностью. В нем идеальный актерский ансамбль, состоящий как из звезд, так и непрофессионалов, и захватывающая дух операторская работа. "Вавилон" получил три приза Каннского фестиваля, главную премию "Золотой глобус" и семь номинаций на "Оскар".

    "Кровавый алмаз"

    Триллер.

    Режиссер - Эдвард Цвик. США.

    Эту заурядную по всем компонентам картину вынесли к известности пять номинаций на "Оскар", из которых только одна - из главных: Леонардо ДиКаприо, этой ролью подставивший подножку самому себе в более качественной картине Мартина Скорсезе "Отступники". История происходит в 1999 году в охваченном гражданской войной Сьерра-Леоне. В стране хаос, и трудно понять, к какой из сторон выгодней примкнуть.

    А между воюющими сторонами - мирные крестьяне, которым и предстоит заплатить самую высокую цену. Один из них - рыболов Соломон Вэнди (актер Джимон Хунсу номинирован на "Оскара"). Однажды повстанцы захватят деревню и вырежут там каждого второго жителя - в этом кошмаре Соломона отлучат от его семьи и пошлют добывать алмазы, которые всегда составляли главную статью местного экспорта и которыми теперь каждый хочет поживиться. Он откопает розовый алмаз в сто карат, и за попытку укрыть находку его бросят в тюрьму. Там он и встретит "солдата удачи" Дэнни Арчера (ДиКаприо), и они заключат сделку: в обмен на алмаз Дэнни поможет Соломону найти близких. А способ легализовать продажу драгоценности должна придумать влюбленная в Арчера журналистка Мэдди Браун (Дженнифер Коннелли).

    Главный враг фильма - его непомерная длина: 143 минуты, причем прихотливые извивы действия требуют от зрителя повышенного внимания, но не вызывают адекватного своим требованиям интереса. Картины царящих в стране хаоса и жестокости сняты с беспощадной подробностью, они впечатляют и часто шокируют: в войну вовлечены даже дети, хладнокровно стреляющие по беззащитной толпе. ДиКаприо здесь уже не тот смазливый мальчонка, что эффектно погибал на "Титанике". Он становится актером зрелым, сильным и психологически убедительным.

    "Ганнибал. Восхождение"

    Фильм ужасов.

    Режиссер Питер Уэббер. США.

    История Ганнибала (не из Пунических войн и не прадеда Пушкина, а людоеда-интеллектуала) началась для нас с "Молчания ягнят" Джонатана Дэмме. Ганнибала - чудовище в человеческом облике за решеткой камеры для особо опасных преступников - играл лично сэр Энтони Хопкинс. Мы теоретически знали, что Ганнибал - каннибал, но в деле его не видели.

    Увидели в появившемся через десять лет хорроре "Ганнибал", поставленном Ридли Скоттом по книге того же Томаса Харриса.

    Теперь герой уже был на свободе, и фильм заканчивался сценой поедания живого человеческого мозга, от которой у нервных случались сердечные приступы; у кинотеатров дежурили машины "скорой помощи". Теперь Харрис решил нам рассказать, из какого сора растут такие чикатилы, и написал роман о юности Ганнибала, которая протекала, конечно же, в "империи зла". Что такое "империя зла", знают все, - это СССР. Точнее, чудесный ребенок родился в Литве (поэтому "маму Лектер" сыграла Ингеборга Дапкунайте).

    Когда Вторая мировая уже издыхала, он стал свидетелем мучительной гибели родителей, оставивших на его попечение сестренку. "Дом, милый дом", где прошло его счастливое детство, после прихода советских оккупантов стал детским приютом. И юный герой окажется в Париже - будет искать родного дядю, но попадет в добрые руки его вдовы - прекрасной японки Мурасаки. Только уж поздно: психика парня изуродована, и медицинские познания, которые он получит, послужат теперь его жуткой карьере серийного убийцы.

    Вскрыв эти социально-политические корни каннибализма, авторы таким образом завершат сюжетный круг подобно тому, как это сделал Лукас со своим Анакином в "Звездных войнах". Мировая премьера картины 8 февраля. Свидетели американских превью утверждают, что там очень страшная музыка, и хвалят 23-летнего француза Гаспара Уллиэля в роли подающего надежды людоеда.

    "Голливудленд"

    Биографический детектив.

    Режиссер - Аллен Култер. США.

    История таинственной смерти Супермена. Не того, которого играл Кристофер Рив. А того, кого в середине ХХ века изображал кумир детворы Джордж Ривз. Этот вполне средний актер снялся в 75 картинах. А славу ему принес Супермен, "человек из стали".

    16 июня 1959 года отяжелевшего, но еще по-спортивному бодрого Ривза нашли застреленным в его доме. Страна впала в шок, смерть осталась загадкой. Сценарист фильма Пол Бернбаум не стал утруждать себя расследованием обстоятельств гибели идола своего детства, а просто нафантазировал ряд версий, опираясь на слухи типа русского ОБС ("одна баба сказала"). По Бернбауму, энергичная мама Ривза не поверила официальной версии о самоубийстве и наняла сыщика Луиса Симо. И выяснилось, что у Ривза была любовница - жена одного из голливудских боссов. Лицо Боба Хоскинса в роли босса не оставляет сомнений, что это как раз тот мафиозо, который все и заказал. В роли Симо - Эдриен Броуди ("Пианист"). А Бену Аффлеку для роли Ривза пришлось набрать 20 кг, чтобы изобразить теряющего форму Супермена, и выглядит он обрюзгшим. Сценарный ход явно заимствован в "Гражданине Кейне": идут параллельные действия, причем в одном из них по деталям восстанавливается картина промелькнувшей жизни.

    Режиссерские же приемы Култер взял частично из "Форреста Гампа", впечатывая изображение своего актера в кадры фильма "Отсюда в вечность" так, чтобы живой Аффлек немного поиграл с давно ушедшим Бертом Ланкастером. Есть и немного "Расемона": каждая из версий смерти воспроизводится на экране. Фильму не откажешь в чувстве юмора в сценах, где Ривз упивается нахлынувшей славой, но в целом это стандартный "нуар".

    Поделиться