Новости

02.02.2007 07:00
Рубрика: Власть

Владимир Путин: Я не правлю, я просто работаю

Президент России провел ежегодную пресс-конференцию
Вчера Владимир Путин в шестой раз в своей президентской жизни посвятил несколько часов непрерывному общению с российскими и иностранными журналистами.

Очередная большая пресс-конференция главы российского государства и правда в конечном итоге получилась сродни общению - почти без громких заявлений и сенсационных откровений. Достаточно взглянуть на подборку вопросов, которые журналисты успели за отведенное время задать главе государства. Часть по существу представляла собой конкретные жалобы из регионов, другая - вопросы из серии "повторения и закрепления материала", небольшой международный блок и еще меньший - из серии личных вопросов.

Возможно, от этой пресс-конференции кто-то ожидал большего - а именно конкретного имени преемника Путина на посту президента в 2008 году. Все-таки до выборов остается чуть больше года, а Владимир Путин, в последние годы регулярно осыпаемый вопросами о "сменщике" и собственных планах за пределами 2008 года, так до сих пор и не дал столь долгожданного ответа.

Воспользовавшись случаем, представители средств массовой информации еще плотнее "насели" на главу государства. В той или иной форме про преемника и будущие планы Путина спрашивали по три-четыре раза. Однако президент не поддался.

Кажется, в этот раз он вообще предпринял попытку утихомирить любопытство как минимум до начала предвыборной кампании. "Вы меня затюкали уже", - заметил российский лидер, отбивая последний "наскок". При этом в улыбке, которая появилась на президентском лице, буквально читалось: "Все равно ничего не скажу".

"Преемников не будет, - сообщил президент. - Будут кандидаты на должность президента". И повторил ранее звучавшую позицию: являясь гражданином России, он оставляет за собой право высказать свои предпочтения относительно этих самых кандидатов. Но только, когда в стране начнется предвыборная кампания. А пока, посоветовал Путин, нужно работать, а не суетиться по поводу выборов.

В эту самую президентскую работу Владимир Путин так и остается погруженным. То, что уже сделано, и то, что еще предстоит сделать, звучало, пожалуй, сильнее всего. Президент снова показал, что неплохо знаком с тем, что происходит в разных уголках России. И если ситуация вокруг суда против директора пермской школы, обвиненного в пользовании контрафактными программами, главе государства еще не вполне известна, то проблема и необходимость поднятия уровня воды в Чебоксарском водохранилище - досконально. При этом Владимир Путин словно уже, за год до окончания второго срока, начинает подводить итоги своей "работы" (слово "правление" от одного из журналистов ему не понравилось). Предваряя вопросы журналистов, глава государства постарался подвести итоги 2006 года и сравнивал их с состоянием страны в 2000 году, когда он, собственно, и занял президентское кресло.

И до мая следующего года, когда пройдет инаугурация нового главы государства, Путин намерен дорабатывать то, что еще не успел сделать. По крайней мере даже правительству был припомнен "должок" в виде стратегии развития российской судостроительной отрасли.

Пожалуй, действительно свежей новостью стала позиция Владимира Путина относительно предложения по созданию газовой ОПЕК. На днях с этой идеей выступило руководство Ирана. "Газовая ОПЕК - идея интересная, мы подумаем", - заявил глава государства, подчеркнув, правда, что о создании какого-то картеля речи быть не может. По его мнению, было бы правильно координировать действия крупнейших производителей газа для решения главной задачи - безусловного и надежного обеспечения основных потребителей энергоресурсами. "На первом этапе мы согласны с иранскими специалистами, с иранскими партнерами, с некоторыми другими странами, которые в больших количествах добывают и поставляют углеводороды на мировые рынки, - сказал Путин. - Мы уже стараемся координировать свои действия на рынках третьих стран и намерены делать это в будущем".

Как всегда, хватило места и совсем неформальным вещам. Один из журналистов, пусть и шутки ради, усомнился, что Владимир Путин действительно может держать в голове такое количество различных статистических показателей. Предположение, что на столе у президента лежит большое количество справочных материалов и даже какой-нибудь монитор-суфлер, не оправдалось. В чем, собственно, журналист смог убедиться и сам, поднявшись к столу по приглашению пресс-секретаря главы государства Алексея Громова, а заодно и узнать, что президентская должность не мешает Путину встречаться с друзьями и "советоваться" с лабрадором Кони.

Так вот пообщавшись, президент и пресса разошлись до следующей пресс-конференции, которая будет последней для действующего главы государства в его восьмилетнем правлении и на которой с большой долей вероятности будет подведен промежуточный итог жизни России при президенте Владимире Путине. И конечно, даны определенные наказы будущему руководству страны. Сказать, что журналисты наговорились вдоволь, - значит слукавить. Под конец по залу можно было бы изучать всю географию России. Отчаявшись привлечь внимание президента просто поднятой рукой, представители региональных СМИ подняли над головами таблички с названиями субъектов Федерации. Или просто окриком пытались попасть в интересующую главу государства тему.

Только сам Владимир Путин не был склонен к установлению каких-то грандиозных рекордов по продолжительности большой пресс-конференции.

Статистика

Владимир Путин установил новый рекорд продолжительности общения с прессой. Его шестая пресс-конференция в Кремле продолжалась 3 часа 32 минуты - на 7 минут дольше, чем год назад.

Вчера к главе государства обратились 65 журналистов, в том числе 16 зарубежных.

22 вопроса задали представители региональных СМИ. 44 вопроса касались внутренней политики России, 17 - международных дел, 4 - носили чисто личный характер. Среди тем, наиболее популярных у прессы, были предстоящие выборы 2007 и 2008 годов, а также энергетика, этим темам было посвящено по десятку вопросов.

В последний час пресс-конференции Путин уже не пользовался помощью своего пресс-секретаря Алексея Громова, а лично предоставлял слово тому или иному репортеру. Таких оказалось 18 человек.

   дословно

Сегодня "РГ" публикует выдержки из ответов президента на некоторые вопросы.

Об экономике

Рост опирался не только на внешнеэкономические благоприятные для нас факторы, хотя они сыграли свою положительную роль, но в значительной степени этот рост опирался уже и на факторы внутреннего порядка, на потребительский и инвестиционный спрос. Приток иностранного капитала в Россию в 2006 году составил 41 млрд. долл. В том числе прямые инвестиции составили 31 млрд. долл. Мы будем добиваться снижения инфляции в последующие годы - и в текущем, и в восьмом, и в девятом, и в десятом годах, - мы должны подойти к уровню 4-5% в ближайшее время.

Россия досрочно погасила внешний долг бывшего СССР. Причем мы заплатили и за себя, и за все республики бывшего Советского Союза. Мы расплатились досрочно практически по всем долгам, и при этом золотовалютные резервы РФ сегодня составляют 303,7 миллиарда долларов США - по этому показателю Россия вышла на третье место в мире, - а если мы присовокупим к этому еще 88 млрд. Стабилизационного фонда правительства, то становится ясным, что и это будет работать на стабильность российской экономики.

Нам удалось вместе восстановить территориальную целостность страны, укрепить политическую систему и набрать необходимые темпы роста российской экономики, сделав акцент на диверсификации экономики.

О социальной политике

Нам еще очень много нужно сделать в социальной сфере, в том числе решать одну из главных задач, которая у нас в этой области есть, - это сокращение разрыва между высокооплачиваемыми группами населения и гражданами нашей страны, которые живут еще пока очень и очень скромно. По предварительным подсчетам, ВВП вырос за прошлый год на 6,7-6,9%. Примерно такой темп роста ВВП - около 7 процентов - необходим, чтобы выполнить поставленную задачу удвоения ВВП. Сократилась смертность, и немножко подросла рождаемость. В прошедшем году средняя заработная плата по стране в среднем выросла на 13,3%, доходы населения - на 10%, пенсия по старости - на 5,4%. Но проблемы в сфере пенсионного обеспечения существуют, особенно для базовых отраслей экономики. Первые результаты принесли и национальные проекты. В сфере образования заработная плата выросла в среднем на 30%, а в здравоохранении - на 37%, хотя планировалось 15 и 17%. Наблюдается приток молодых кадров в здравоохранении.

О политических итогах года

Мы со всеми выстраиваем партнерские отношения, а с некоторыми странами у нас, конечно, они более близкие, например, с СНГ в целом, хотя там не без проблем. Но у нас есть ЕврАзЭС, в рамках которого активно развиваются интеграционные процессы, есть ОДКБ.

Что касается наших отношений с другими государствами, то мы в целом удовлетворены тем, как они развиваются. И знаете, хвалить или получать удовольствие от того, что тебя нахваливают, когда ты предаешь национальные интересы, очень просто, а выстраивать прагматичные отношения на деловой основе, защищая национальные интересы, не всегда удается без определенного напряжения и нервотрепки. Мы ни с кем не хотим никаких осложнений. Когда я слышу, что мы окружаем себя кольцом недоброжелательности, это не так.

У нас в прошлом году, в начале года, были напряженные отношения с нашими украинскими друзьями и партнерами из-за тех же энергоносителей, из-за того же транзита. Но хуже наши отношения от этого с Украиной не стали, они стали лучше, они стали крепче, они стали надежнее и для нас, и для Украины. Но самое главное, что мы сделали, мы согласовали рыночный характер отношений на сегодня и на перспективу. Это не зависит от наших отношений с этими странами в политической сфере. У нас, допустим, с Арменией очень устойчивые, не просто доверительные, стратегические отношения. Армения платит по рынку.

У нас очень близкие отношения с Казахстаном, развиваются очень успешно практически по всем направлениям. А что касается Европы, то, конечно, мы будем отстаивать свои интересы.

Нам все время навязывают тезис о том, что Россия использует имеющиеся и появляющиеся у нее экономические рычаги для достижения внешнеполитических целей, - это не так. Российская Федерация полностью и в полном объеме всегда исполняла и намерена исполнять в будущем все свои обязательства, но мы не обязаны субсидировать экономики других стран в огромных размерах, сопоставимых с их бюджетами.

Мы не действуем никогда конфронтационно. Мы провели в прошлом году "восьмерку" в Петербурге, и поэтому говорить о том, что у нас как-то особенно испортились отношения, - нет, я этого не вижу. Наоборот, мне кажется, что они становятся прагматичными, устойчивыми и надежными.

О власти и преемнике

Будущая власть после выборов 2008 года должна быть консолидированной и эффективной. Я очень рассчитываю, что все ветви власти, осознав свою ответственность перед российским народом, после выборов 2007 и 2008 годов найдут в себе силы для консолидации и что власть будет сформирована таким образом, что она сможет эффективно функционировать и решать стоящие перед страной задачи.

Что касается преемников, то их не будет, будут кандидаты на пост президента, задача власти - обеспечить демократический способ освещения их избирательных кампаний. Вы употребили (в вопросе журналиста. - "РГ") слово "правление"... Я не правлю, я просто работаю. Что касается заблаговременной подготовки лиц на замещение высших позиций в государстве, то, как правило, это выборные должности, в любом случае слово за гражданами России. Я тоже гражданин Российской Федерации, чем очень горжусь, и, конечно, оставляю за собой право высказать какие-то предпочтения, но буду делать это только в период предвыборной кампании.

Я могу себе позволить быть искренним, я никуда не ухожу. Выборы должны состояться в начале марта, 2 марта 2008 года, а после этого еще два-три месяца на передачу власти, то есть до мая 2008 года. Чего вы меня раньше времени выпихиваете? Я и сам уйду. Но я чувствую ответственность за то, что будет происходить в России в будущем. А главная задача на будущее - сохранение набранных высоких темпов развития страны.

О выборах

Будущее правительство, президент, депутаты Госдумы в ходе избирательных кампаний должны будут четко и ясно заявить, как они будут исполнять принятые в последние годы решения, а граждане - знать и помнить об этом, когда они пойдут на избирательные участки. Нужно, чтобы была сформирована ответственная власть в стране, чтобы мы могли констатировать, что эта власть в основных направлениях политики будет придерживаться тех направлений, которые выработаны.

Я считаю принципиальной политическую борьбу на предстоящих парламентских выборах между партиями "Единая Россия" и "Справедливая Россия". В целом я эту борьбу считаю правильной, и чем острее она будет, тем лучше. Конечно, я очень надеюсь на то, что это будет острая политическая борьба без обращения к различным компроматам, оскорблениям. Очень надеюсь, что мы сможем этого избежать в ходе парламентской кампании 2007 года.

Нет никаких препятствий для того, чтобы политические партии на предстоящих в марте 2008 года президентских выборах в России выдвигали кандидатов из своих рядов. Законодательством предусмотрена возможность выдвижения политическими партиями кандидатов на должность президента, ничего здесь не вижу необычного. Кандидатом в президенты может быть и самовыдвиженец, может быть кандидат от партий, как представленных в парламенте, так и не представленных в парламенте. Что же касается возможности каких-либо партий объединиться в выдвижении от них единого кандидата, это также возможный вариант: может быть, это и неплохо, все будет зависеть от них.

О причинах ксенофобии

Одна из причин заключается в том, что, несмотря на развал Советского Союза, границы остались открытыми. Все бывшие республики стали независимыми, а вопросы на рынке труда до сих пор не всегда решаются в пользу коренного населения.

Что же касается использования национального фактора, то это самое плохое направление деятельности в предвыборных кампаниях, потому что людей нужно избирать не по национальному признаку, а по деловым и личным качествам. Все граждане РФ независимо от своей национальной и конфессиональной принадлежности равны перед законом.

Проблема ксенофобии и национализма в России тревожит всех, и органы власти вместе с общественностью должны вести борьбу с этими проявлениями. Это всех тревожит.

О коррупции

Глубинные причины этого явления кроются в политической организации общества и экономике. Необходимо делать экономику более прозрачной, а также укреплять общественные институты. Коррупция прежде всего влияет не на экономическое развитие, а на общественно-политическое состояние в стране, так как теряется доверие людей к органам власти. Если люди считают, что органы власти коррумпированы, то это доверие стремится к нулю. Большое количество громких уголовных дел о коррупции - это признак оздоровления общества. Если бы люди чувствовали, что коррупция есть, а дел не заводят, это было бы плохо.

Об укреплении государственности

Православие и ядерная отрасль укрепляют российскую государственность и безопасность. Обе темы близко связаны между собою, потому что и традиционная конфессия Российской Федерации, и ядерный щит России - те составляющие, которые укрепляют российскую государственность, создают необходимые предпосылки для обеспечения внутренней и внешней безопасности страны. Из этого можно сделать ясный вывод о том, как государство должно относиться и сегодня, и в будущем и к тому, и к другому.

О Белоруссии

Россия накануне 2006 года не стала повышать цену на газ для Белоруссии в связи с тем, что не хотела создавать политические проблемы в этой стране накануне президентских выборов в ней.

Мы с Белоруссией намерены продолжать строительство Союзного государства. Россия рада и приветствует изменения, которые белорусское руководство сделало в плане приведения к общему знаменателю тарифов на нефть и нефтепродукты. Это реальный шаг к созданию полноценного Таможенного союза. Мы - за обсуждение любых приемлемых вариантов создания Союзного государства. Важно только, чтобы это не привело к хаосу внутри наших государств, он не нужен ни нам, ни нашим белорусским друзьям.

Вопрос о введении единой валюты России и Белоруссии тоже пока не закрыт. Рассчитываем, что и в выходе на единую валюту еще не все потеряно.

Об Эстонии

Планы эстонских властей демонтировать памятник Воину-Освободителю Таллина - ультранационалистические и недальновидные. Я считаю, что это политика, не учитывающая историю, связанную с борьбой с нацизмом, не учитывающая сегодняшних реалий. Если дойдет до сноса памятника и перезахоронения этих священных останков наших воинов, мы готовы предложить сегодняшнему эстонскому руководству перезахоронить их на территории Российской Федерации.

Об энергетике

Заявления европейских партнеров о необходимости диверсифицировать источники импорта энергоносителей подталкивают Россию к диверсификации путей их поставок. Не вижу в этом ничего плохого и не испытываю особой озабоченности по поводу планов европейцев. Россия будет продолжать политику, направленную на уменьшение зависимости от стран - транзитеров энергоресурсов.

Подготовила Екатерина Власова

Вопрос "Российской газеты"

Российская газета | США выступили с предложением построить в Польше и Чехии системы ПРО и РЛС, и вроде бы Украина рассматривается в качестве такого плацдарма. Вы всегда выступали за рациональное и разумное распределение развития вооружений в мире. Эту инициативу США вы тоже не считаете, наверное, разумной и рациональной. Не думаете ли вы, что это некая ответная реакция, ответный ход на восстановление нашей собственной военной мощи, чего и мы не скрываем, и признают в остальном мире, и на наши действия на международном рынке вооружений, которыми тоже не очень довольны в США? Ведь были прецеденты, когда даже накладывали санкции на наши компании.

Владимир Путин | Санкции продолжают накладывать: все накладывают и накладывают. И мы считаем, что это проявление недобросовестной конкуренции. Да, действительно, мы сейчас заняли очень серьезную нишу на рынке вооружений и намерены наращивать свои усилия по этому направлению. Это нормальная конкурентная борьба на мировых рынках. Чего здесь необычного? Планы Соединенных Штатов по развертыванию системы противоракетной обороны никак не связаны с ростом военной мощи России, потому что они были анонсированы еще задолго до того, как мы начали эту мощь демонстрировать. И вообще должен сказать (я же приводил эти цифры, по-моему, в Послании), у нас расходы на оборону в 25 раз меньше, чем в США. Но мы, конечно, должны думать о том, чтобы обеспечить, безусловно, нашу внешнюю безопасность. И все наши ответы будут асимметричными, но будут в высшей степени эффективными.

Мы уже сейчас имеем системы преодоления противоракетной обороны. Новый "Тополь-М", как вы знаете, оснащен такими системами. Но этим мы не ограничиваемся, у нас будут системы совершенно нового поколения, на которые разрабатываемые и развертываемые системы ПРО не будут иметь никакого влияния - это просто совершенно другая система. Потому что ПРО рассчитана на баллистические ракеты, а мы говорим про совершенно другие системы стратегического оружия, которые, как я уже говорил, будут действовать на гиперзвуке, будут менять свою траекторию как по высоте, так и по направлению движения. И системы ПРО здесь просто бессильны - это просто другая история.

Но наши военные специалисты не считают, что разворачиваемые системы ПРО в странах Восточной Европы нацелены на предотвращение угрозы, исходящей, скажем, со стороны Ирана либо каких-то террористов. Как соотносятся террористы и баллистическое оружие? При чем оно здесь? Что, у террористов есть баллистическое оружие? И траектории полетов ракет, которые могут запускаться, скажем, с иранской территории, тоже хорошо известны. Да у них и баллистических ракет нет, у них ракеты средней дальности.

Поэтому нам кажутся такие аргументы несостоятельными. И это, конечно, имеет к нам прямое отношение и, разумеется, будет вызывать соответствующую реакцию. Как я уже сказал, эта реакция будет асимметричной, но в высшей степени и эффективной.

Власть Работа власти Госуправление "Газовый ОПЕК" Пресс-конференция Владимира Путина 1 февраля 2007 года