02.02.2007 02:50
    Поделиться

    Звездные войны на телеканалах России

    Они идут. И давно. Но о некоторых сражениях, потерях и приобретениях мы узнаем, как правило, случайно

    Понять это можно было так: конкуренция, и потому один канал не считает возможным раскручивать звезду другого канала. Таков твердый принцип главных телевещателей.

    Дело прошлое. Года три назад кинорежиссер Николай Досталь хотел попробовать занять в своем сериале "Штрафбат" штатную звезду Первого канала Максима Галкина. Галкин было принял приглашение, но тут вмешалось руководство канала. Телеведущему объяснили, что он "лицо" Первого канала и что если фильм не удастся, то он в какой-то степени деформирует свой "образ", а если удастся, то принесет дополнительные рейтинговые очки главному конкуренту - телеканалу "Россия", которому "Штрафбат" был продан на корню. Не уверен, что именно в таких выражениях и словах отговаривали артиста, но за изложенные логику и резоны мог бы поручиться. Цена, следовательно, телевизионной звездности - оказаться в заложниках у образа. И у канала.

    Логика, но не железная. Едва в ситуации обострившейся конкуренции выяснилось, что ведущий со звездным статусом - локомотив проекта, товар принялись вовсю фабриковать и раскручивать.

    На первых порах ведьм, секс-символов и иных сказочных телеперсонажей вещатели воспитывали в собственных коллективах. Так, в частности, был катапультирован на околоземную орбиту скромный молодой провинциал Андрей Малахов, служивший подставкой микрофона в утреннем эфире ОРТ.

    Затем каналы стали рекрутировать в штатные звезды из ярких игроков КВН, из невостребованных в театре и кино актеров (Иван Ургант, Игорь Верник, Дмитрий Нагиев). Потом - из востребованных (Татьяна Догилева, Анастасия Заворотнюк). Да и лидеры шоу-бизнеса (к примеру, Басков, Лолита, Волочкова и сама Пугачева) стали охотно возлагать на себя обязанности ведения шоу-программ. Иные настолько успешно, что их первая профессия оказалась в тени второй. Если здесь нужен пример, то вот вам госпожа Милявская без комплексов. Или Александр Цекало. Видимо, человек не без комплексов.

    По мере формирования гламурной общности в ведущие потянулись героини светских тусовок - Оксана Робски, Ксения Собчак...

    Наконец последний писк моды: звезды фигурного катания пробуют себя в качестве звезд телевизионных шоу и даже в качестве телевизионных шоуменов: дебют Ирины Слуцкой и Евгения Плющенко.

    Принцип, но нетвердый. Каждый уважающий себя телеканал создал по собственной конюшне звезд, каждая из которых, впрочем, не стабильна.

    Все как у футбольных грандов. Время от времени мы наблюдаем миграцию звезд из одной команды в другую. Только там, на зеленых газонах, перемены и перебежки регламентированы правилами; там есть так называемые трансферные окна. Там относительно прозрачны условия контрактов, и мы знаем, кто сколько стоит. А здесь, на голубых экранах, - темный лес.

    Евгений Петросян с "Кривым зеркалом" и "Смехопанорамой" вроде бы перескочил с первой на вторую кнопку, но на деле просто раздвоился.

    Арендованные лица. У одного из руководителей СТС я поинтересовался: отчего канал, выкачав, казалось бы, весь рейтинговый ресурс из "Моей прекрасной няни", не продаст ее на Первый, на "Россию". Ведь тогда бы "Няня" обрела второе дыхание и принесла новую прибыль. На это мне было отвечено в том духе, что канал не может позволить себе роскошь сдавать в аренду даже на выгодных коммерческих условиях сериал, который является его лицом.

    Я подумал и согласился с руководителем: ну конечно, нет ничего дороже собственного лица.

    Но мы предполагаем, а рынок располагает. Очень, видимо, "дорогое лицо" Анастасии Заворотнюк оказалось сначала в распоряжении второго федерального канала, а затем, вероятно, на правах "субаренды" в проекте Первого канала - "Две звезды".

    В этом сезоне, как никогда прежде, распространилась практика одалживания звездных персонажей одной вещательной компании другой. Разумеется, на взаимовыгодных началах. Нишевому молодежному каналу ТНТ было лестно отправить на стажировку в эфир Первого канала свою команду "Комеди клаб". В свою очередь, Первому вышла прямая польза от того, что с Мартиросяном и его друзьями на канал пожаловал значительный контингент фанатов этих ребят, а с ним и новые рекламодатели.

    Но настоящим шабашем кровосмесительства обычно выглядят новогодние шоу на всех каналах. Это такие широко раскрытые трансферные ворота. Тут ни каналы, ни сами звезды ни с какими правилами и нормами не считаются. Танцуют все! И со всеми.

    Между тем

    Когда праздники кончаются, начинаются невидимые миру разборки: кто с кем, почем, зачем, поощрения, обещания и санкции. И так будет до тех пор, пока медиасообщество не станет правовым и прозрачным во взаимоотношениях каналов между собой и со звездами. Как это заведено в профессиональном футболе.

    Евгений Петросян, Ксения Собчак, Максим Галкин - на кого зрители меньше устали смотреть? Фото: ИТАР-ТАСС  Евгений Петросян, Ксения Собчак, Максим Галкин - на кого зрители меньше устали смотреть? Фото: Виктор Васенин  Евгений Петросян, Ксения Собчак, Максим Галкин - на кого зрители меньше устали смотреть? Фото: Юлия Майорова 

    Рейтинги телепрограмм за неделю

    По версии Юрия Богомолова

    лучшие худшие

    1. Сериал "Империя Королева" (Телеканал "Культура"). Хотя он и к юбилею "императора" произведен, но львиную долю объема всего повествования занимают сотрудники великого конструктора, что, к слову сказать, ничуть не умалило величия главного героя.

    2. Документальный фильм "Последняя гастроль Джо Дассена" (Телеканал "Россия"). Он особенно хорошо смотрится на фоне пафосного сказания "Последние 24 часа из жизни Андрея Ростоцкого". В чем разница. В "Гастроли" проступила индивидуальность героя, а в повествовании она оказалась съеденной однообразным пиететом со стороны авторов.

    3. Программа "Смак" (Первый канал). Это кулинарное шоу вошло в меню моего субботнего завтрака с той поры, как ведущим стал Иван Ургант. В минувшую субботу у Ивана получился дуэт с Михаилом Ефремовым. Не знаю, каким на вкус оказался "русский плов", но шоу получилось аппетитным.

    1. Сериал "Сталин. Live" (Телеканал НТВ). Одна серия хуже другой. И в историческом, и в художественном отношениях. Уже интересно только одно: может ли быть еще хуже?

    2. При трансляции церемонии премии "Своя колея", посвященной памяти Владимира Высоцкого (Первый канал), наряду с удачными моментами были откровенные неудачи - ниже всякой критики. Речь об исполнении песен Высоцкого спортивным комментатором Виктором Гусевым и политическим комментатором Михаилом Леонтьевым. Все-таки никому не рекомендуется садиться не в свои сани.

    3. Программа "Пусть говорят" (Первый канал), посвященная трагически погибшему певцу Мурату Насырову. При всех оговорках со стороны ведущего о сочувствии и сострадании родным, близким и друзьям покойного она носила достаточно отчетливо выраженный спекулятивный характер.

    Поделиться