Центром событий станет Париж, где состоится международная конференция на тему "Наследие европейской оперы, ее разнообразие и общие ценности".
Почему именно Париж? Пожалуй, именно этот город сегодня имеет наибольшие основания считаться оперной столицей континента. Спектакли Opera da Paris успешно сочетают коммерческий и творческий подход. Театр предлагает своим посетителям яркое зрелище, увлекательное как для знатоков, так и для неофитов. Здесь работают выдающиеся режиссеры и дирижеры, поют лучшие певцы мира. Вот почему билеты на оперные спектакли в Париже всегда в дефиците.
Парижскую оперу возглавляет сегодня Жерар Мортье, которого можно смело причислить к числу мировых оперных звезд. Он не выходит на сцену, не дирижирует, даже не ставит спектакли. Он - интендант, то есть организатор творческого процесса. Модель театра, опробованная под руководством Мортье сначала в брюссельском театре "Ла Монне", а затем на фестивале в Зальцбурге, работает сегодня в Париже. Опера по Мортье - это не услада буржуазной публики, а современное искусство, дерзкое, порой эпатирующее. Каждый спектакль в афише театра интересно воспринимать не изолированно, а в контексте репертуара.
Например, 2006 год, объявленный повсюду Годом Моцарта, был встречен в Парижской опере циклом из пяти спектаклей. Всего пяти, но какие там были имена!
Уникальность Парижа как оперной столицы еще и в том, что две сцены Opera da Paris - "Пале Гарнье" и "Опера Бастий" - работают под постоянным прессингом конкурентов. В самом центре города, в двух шагах от Лувра и в одном шаге от собора Парижской Богоматери стоит Шатле, городской музыкальный театр, как он аттестует себя сам. В ближайшую субботу два его просторных фойе превратятся в вокальные и танцевальные мастерские, а на больших экранах можно будет увидеть две премьеры театра нынешнего года - мюзикла Леонарда Бернстайна "Кандид" и оперетты Франсиса Лопеса "Певец из Мехико".
Расположенный рядом с популярной торговой магистралью "Театр Елисейских полей" нынешний сезон посвящает исполнению опер Генделя, причем делает это с привлечением самых лучших сил исторического исполнительства. В Дни оперы здесь прозвучит опера Генделя "Ричард Первый", причем зрители смогут побывать не только на представлении, но и на открытой репетиции. Штрихи к общей картине добавляют "Перикола" Оффенбаха в "Опера Комик" и программа видеоопер, подготовленная легендарной Парижской синематекой.
В нашей стране на призыв Европейских дней оперы откликнулись несколько театров, предложивших свои способы решения проблемы привлечения новой аудитории. Пермская опера провела конкурс среди своих молодых зрителей. Трое победителей поедут на оперный уик-энд в Париж и примут участие в Днях оперы. Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко играет для студентов оперу Моцарта "Так поступают все женщины": билеты продаются по льготной цене и только по предъявлении студбилета, а по окончании состоится встреча с постановочной группой. Кроме того, перед началом спектаклей 16, 17 и 18 февраля для всех желающих из числа зрителей пройдут бесплатные экскурсии по закулисной части театра. Надо только заранее позвонить в театр и договориться об удобном времени начала этого увлекательного путешествия. Примет участие в международном празднике и Большой театр, посвятивший Европейским дням оперы показы спектакля "Евгений Онегин".