Премьера "Глубокое синее море" - образец хорошо сделанной мелодрамы. Залогом успеха стал удачно подобранный дуэт опытной актрисы Елены Сотниковой и сравнительно молодого актера Владимира Вдовиченкова, у которого внутренний драйв компенсирует порой недостаток опыта.
Обоим актерам очень идут их роли. Хестер Коллер - художница, женщина с прошлым, не юная, но при этом не искушенная в любви. Ее эмоциональный опыт больше связан со сферой творчества, чем с игрой чувств в любовном диалоге. Мы видим один день из жизни этой женщины, и в этих сутках спрессованы вся горечь отчаяния и радость взаимной любви, которая не стала счастьем в смысле буржуазного эталона сладкой семейной парочки. Кажется, судьба подарила ей самые счастливые дни безрассудной страсти к юноше иного социального круга. Но эти счастливые дни стали самым большим испытанием в ее жизни.
Мы знакомимся с героиней в минуту максимального отчаяния - она только что пыталась отравиться газом. Но помешала ее непрактичность: подача газа в Англии полувековой давности прекращалась без подкармливания аппарата монетой достоинством в шиллинг. Позже, когда неудачная попытка свести счеты с жизнью будет позади, ее возлюбленный, непутевый молодой любовник будет ернически подбрасывать ей монету того же достоинства, намекая на более успешный вариант затеи суицида. Но мы не возненавидим за это Фредди Пейджа. Актер играет свою роль так, что становится понятно: эта парочка друг друга стоит, в этом союзе каждый словно пытает друг друга раскаленными щипцами. Действие идет последовательно, перебиваемое воспоминаниями. Постепенно эта история любви разворачивается в нашем представлении во всех ее подробностях: знакомство, недолгая идиллия, ссоры, взаимные упреки, постоянная жизнь на медленном костре, предчувствие разрыва, попытки найти выход... Драматург Теренс Реттиган вовсе не намерен мусолить избитую тему извечной борьбы между мужчиной и женщиной. Просто он сталкивает героев в минуту максимального жизненного отчаяния, когда уходит из-под ног опора в виде профессиональной состоятельности. И справиться с трудностями любви становится так же невозможно, как выплыть на утлой лодчонке в суровый шторм.
Мелодраму спасает от банальности то обстоятельство, что Хестер - талантливая художница. Правда, она делает на этом поприще лишь первые шаги, не очень уверена в себе и берется за кисти в минуты душевной смуты. За эти сутки она не только признала необходимость расставания с возлюбленным, но и обрела друга в лице мистера Миллера (хорошая работа актера Олега Макарова). Это он заставит ее поверить в себя, взглянуть правде в глаза. И научит с достоинством выйти из смертельного пике. Одна из лучших сцен в спектакле, где он трясет перед лицом Хестер офицерским кителем любимого и произносит слова убийственной правды: "Он не вернется". Актер говорит это без лишних аффектов - жестко и сухо. Время сантиментов прошло - надо выживать, находя опору в профессии, в самоуважении. Актриса очень хорошо играет финал этой истории - ее героиня вдруг заметно молодеет и хорошеет, а лицо обретает внутренний свет и достоинство.
Актер Владимир Вдовиченков рассказывает историю своего героя Фредди стремительно и страстно. Стоит ему лишь появиться на сцене в драных джинсах и ботинках с развязанными шнурками - про него все сразу становится ясно. Кажется, он сумел сделать свою нищету особым шиком, а свое отчаяние безработного летчика - бравадой хозяина жизни. Фредди - незаурядный парень, хотя и не такой лощеный аристократ, как ее бывший муж. И хотя он источник мучений героини, и наверняка сидящие в зале женщины (а их в зале большинство) могут подумать: "Все мужчины - сволочи!", актер развенчивает этот стереотип. У этого героя своя правда. Она в том, что его любимая женщина не стала ему в жизни спасательным кругом. Ему надо покинуть ее, обрести жизненную опору и потом, возможно, вернуться. Актеру в этом спектакле предстояло решить нелегкую задачу - сыграть амбивалентность чувств, сыграть любовь как ненависть и ненависть как любовь. И он с этой задачей справился. А его отчаянный, задорный буги-вуги в конце первого акта стал, пожалуй, лучшим моментом спектакля. И в танце (хореограф Мария Серебрякова), и в минуты своих монологов-исповедей на авансцене актер заставляет всех женщин попасть под власть своего мужского обаяния. Мы словно видим его глазами героини, которая любит этого непутевого парня не за что-то, а вопреки очень многому.
Художник Максим Обрезков делает смысловой акцент на теме стихии моря и стоячей воды в ванной. Через большой иллюминатор на заднем плане мы видим колыхания гигантских масс, движения морских обитателей, или скорее их мистические тени. На этом фоне - солидная ванная. Момент жизненного выбора героев становится визуально явственным.
Если говорить о молодом режиссере Павле Сафонове, то стоит выделить уверенное владение ремеслом, хорошую работу с актерами. Можно посетовать лишь на вялое рыхлое начало и избитый финал: героиня сидит на краю ванной, устремив взор в иллюминатор. Но, может быть, именно такого слащавого финала и ждет зритель, привыкший к сентиментальности?