В январе транзит азербайджанской нефти составил 375 тысяч тонн, а в совсем недавней - от 15 января! - заявке на февраль значится цифра 360 тысяч тонн. Ориентировочные объемы транзита на второй квартал, предоставленные Азербайджаном, составили 750 тысяч тонн.
Сенсация - в том, что громкие заявления Азербайджана о "закрытии" российского транзита для Азербайджана не имеют ничего общего с практической политикой страны в этой сфере. В декабре прошлого года президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил о прекращении транспортировки азербайджанской нефти по проходящему по территории России нефтепроводу Баку-Новороссийск. Причиной этой меры было названо решение ОАО "Газпром" с 2007 года увеличить закупочные цены на газ для Азербайджана с прежних 110 долларов США за тысячу кубометров до 235 долларов. По словам Алиева, не имея возможности покупать российский газ по новой цене, страна решила перейти на более широкое использование мазута, для чего ей неожиданно потребовалась собственная нефть.
Президент Алиев говорил и о том, что в нефтегазовых отношениях между Москвой и Баку существует политический подтекст. Однако это не открытие. Когда речь идет о поставках нефти и газа, политика не просто присутствует, но доминирует в межгосударственных отношениях. А иногда политическая риторика начинает вообще противоречить реальной ситуации. Сегодня нефтепровод Баку - Новороссийск работает в нормальном режиме, поставки осуществляются на уровне последних двух лет.
Впрочем, нужно сохранять лицо - особенно на Востоке. Очевидно, именно этими мотивами вызвано другое заявление - Государственной нефтяной компании Азербайджана (ГНКАР). О том, что транзит нефти по нефтепроводу Баку - Новороссийск обеспечивает Азербайджанская международная операционная компания (АМОК), а сама ГНКАР поставки нефти прекратила с января 2007 года. Проверки цифрами это заявление не выдерживает.
В соответствии с планами, обнародованными в декабре прошлого года, АМОК предполагала прокачивать по Баку - Новороссийск по 315 тысяч тонн нефти в месяц, ГНКАР - 85 тысяч тонн. Реальный объем транзита в январе составил 375 тысяч тонн.
Таким образом, речь идет скорее о незначительном сокращении, чем прекращении транзита азербайджанской нефти. И недавние заявления министра промышленности и энергетики Азербайджана Натика Алиева о прекращении делового сотрудничества с Россией и смене курса энергетической политики выглядят по крайней мере странно.
Зато совершенно очевидны причины того, почему Азербайджан не решился прекратить экспортные поставки нефти по трубе Баку-Новороссийск. Надежность этого нефтепровода, который был реконструирован всего несколько лет назад, не вызывает сомнений. Особенно если учесть то, как компания "Транснефть" обеспечивает промышленную и экологическую безопасность его эксплуатации.
Несмотря на то что правительство Азербайджана не перестает говорить об экономической нецелесообразности использования маршрута Баку - Новороссийск, отказываться от него официальный Баку не собирается. И это понятно, ведь прокачка сырья по трубопроводу Баку - Супса остановлена из-за проведения технических работ на трубе, а на неблагоприятное техническое состояние трубопровода указывают и многие специалисты. При этом вступивший в строй в июле прошлого года нефтепровод Баку - Тбилиси - Джейхан предполагает приемлемые условия прокачки нефти только для акционеров проекта. Для "третьих" грузоотправителей они определяются в ходе специальных переговоров и превышают тариф российского маршрута. Баку - Новороссийск работает по принципу равнодоступности. Сегодня это единственный по-настоящему конкурентоспособный маршрут транспортировки нефти из Азербайджана.
Власти Азербайджана даже пообещали с 1 июля 2007 года прекратить в республике вещание российских телеканалов - ОРТ и РТР. Громкие слова произнесены, но отложенный (как минимум) характер вступления решения в силу позволяет заподозрить азербайджанскую сторону всего лишь в демонстрации "непримиримой" позиции. Азербайджан громко заявил о разрыве сотрудничества с российской компанией, но посчитал, видимо, невозможным открыто сообщить, что поставки нефти в российский нефтепровод Баку - Новороссийск продолжаются. Если это забота об имидже страны, то выглядит такая забота более чем странно.