06.02.2007 02:50
    Поделиться

    Спасатели о рыбаках на льдине: "Мы грузили их как бревна"

    Зимняя рыбалка все больше напоминает экстремальный вид отдыха

    Фото: Сергей Погодин.Это повторяется как дурной навязчивый сон. Непременно в субботу около полудня, на пульт оперативному дежурному Главного управления МЧС России по Сахалинской области поступает телефонный звонок от кого-нибудь из терпящих бедствие - и именно в этом заливе. В район отрыва льдины выдвигаются спасатели управления МЧС, поисково-спасательного отряда имени Валерия Полякова, сотрудники Государственной инспекции по маломерным судам МЧС. Вылетают вертолеты РОСТО и компании "Авиашельф", помогают - лодками и людьми - рыболовецкие компании, базирующиеся в том районе. Только масштабы ЧП разнятся. Две недели назад, 20 января, спасли 66 рыбаков, а сейчас почти в семь раз больше.

    И район бедствия 3 февраля был огромен - отжимные ветра отогнали льды почти на всем побережье залива протяженностью около 25 километров. Сильный ветер, волна... Еще немного, и горе-любители подледного лова уплыли бы в море, сводя шанс на спасение к нулю. А ведь среди них было много женщин и детей.

    - И сколько знакомых лиц, - рассказывает спасатель Сергей Погодин. - Они и не скрывали: "Привет, а помните, как спасали меня тогда-то и тогда-то?" "Серега, пока! До следующей встречи!" и т. д. Такое ощущение, что для многих зимняя рыбалка превратилась в новый экстремальный вид отдыха, прибавляющий адреналина в кровь. Было много пьяных. Мы грузили их попросту как бревна. Все отказывались садиться в лодку или на вертолет, если не возьмут их рюкзаки, буры, складные скамеечки, удочки... Им плевать, что из-за их барахла рейсов - воздушных и морских - пришлось сделать в два раза больше. Операция закончилась уже в темноте.

    - Просто диву даешься, насколько наши люди уверены, что мы, спасатели, никуда не денемся, выполним свой долг, - возмущается руководитель пресс-службы Главного управления МЧС России по Сахалинской области Ольга Шеховцева, участвующая в операции. - Я видела своими глазами: лед трескается пополам, один кусок с людьми уносит в море, расстояние стремительно увеличивается - 200 метров, 500... А на другом куске льдины рыбаки по-прежнему сидят у лунок. Приветствуют нас: "Наконец-то! Что-то вас долго не было!"... и продолжают свое занятие.

    В этом году припай неустойчивый, так называемый мягкий. Синоптики, спасатели во всех СМИ твердят: выход на лед опасен. У дорожных знаков на пути к печально знаменитому заливу плакаты: "Рыбалка запрещена!". Народ прекрасно о запрете знает. Знает и о том, что лунки - во избежание трещин - нужно бурить как можно дальше друг от друга. И нельзя скапливаться на одном краю льдины, дрейфующей в море... Знает и о том, что к вертолету или плавсредству пропускать надо в первую очередь женщин и детей.

    Но относится к этой информации наплевательски. И если в последнем случае попытки паники спасатели умело пресекают, то в остальных случаях они бессильны. Это во всех других странах операции по спасению нарушителей запрета платные. А у нас они гарантированы Конституцией.

    Это ни к тому, чтобы замахиваться на Основной Закон страны. Это к тому, как мало мы ценим свои права.

    Комментарий

    Ирина Андрианова, НАЧАЛЬНИК УПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ МЧС РОССИИ:

    - Каждый год мы снимаем с льдин порядка пяти тысяч человек. А в прошлом году на Дальнем Востоке даже организовали работу ледокола. Судно прошлось вдоль берега и раскрошило большие льдины, которые уплыли в океан. На этом опасной зимней рыбалке был положен конец.

    С начала этого года сняли со льда 806 человек, аналогичные спасательные операции проводились уже в акватории Каспийского моря - остров Укатный (Астрахань), в Ярославской области - Рыбынское водохранилище, в Сахалинской области - поселок Охотское, в Ульяновской области - на Волге, в Псковской, Калининградской, Ленинградской областях.

    Что же касается последнего случая, то сахалинским отделом ГИМС по средствам массовой информации проводилось предупреждение о запрещении выхода на ледовый припай в районе залива Мордвинова. На всем побережье залива администрация Корсаковского района установила специальные предупреждающие плакаты. В очень серьезных ситуациях, когда, к примеру, лед тонкий, местная администрация, спасатели совместно с УВД имеют право выставлять и посты охраны.

    В нынешние выходные со льдины сняли 442 человека. Причем многие любители рыбного экстрима не захотели расставаться со снастями и уловом, так в вертолеты и грузили рыбаков с навагой и корюшкой.

    Затраты на спасение горе-рыбаков колоссальны. К последней операции привлекалось 87 специалистов.

    Было задействовано 17 единиц техники, в том числе три вертолета. От МЧС на спасение людей было направлено 53 спасателя и 12 единиц техники - шесть лодок "Орион", вертолеты Ми-2, Ми-14, Ми-8мт. Вертолеты были привлечены МЧС по договоренности из частных компаний "РОСТО" и "Авиашельф". Спасательная операция рыбаков стоит приличных денег. Только час полета вертолета Ми-8 обходится в 32 тысячи рублей.

    Туристы, выезжающие за границу, обязательно покупают страховку, иначе визу им не дают, а вот любителей экстрима в России нести материальную ответственность за их собственную жизнь пока не заставили. Нет такого закона.

    Поделиться