06.02.2007 03:55
    Поделиться

    Милиция предлагает поправить рыночное законодательство

    По данным, которые приводят в этом ведомстве, потребительские рынки - один из самых криминализированных секторов экономики. Ежегодно здесь совершается более 50 тысяч преступлений. И досужие разговоры о том, что на рынках хозяйничают этнические преступные группировки - отнюдь не вымысел.

    Только в Москве по оперативным данным из 112 рынков 21 контролируется азербайджанцами, 14 - армянами, 7 - выходцами из Северо-Кавказских республик и 1 - грузинами. Похожая картина в Петербурге и Ленинградской области. Здесь азербайджанцы хозяйничают на 60 рынках, армяне - на 16, грузины - на 2 рынках. Производителям сельхозпродукции на эти рынки путь заказан. В лучшем случае им предложат сдать продукцию посредникам.

    Казалось бы, какая простым людям разница, у кого покупать продукты? Лишь бы дешево и хорошего качества. На самом деле, чем больше посредников между производителем и потребителем, тем дороже товар.

    Но это лишь одна сторона проблемы. Незаконная миграция, как правило, идет рука об руку с организованной преступностью. По оценкам МВД, теневой оборот на потребительских рынках доходит до 40 процентов. Более 70 процентов из них находились под негласным криминальным прессингом.

    К примеру, в Ростовской области организованной преступной группой руководил уроженец Азербайджана некто Гасанов. Он открыл при местном продуктовом рынке своего рода бюро по трудоустройству. Среди его клиентов были исключительно земляки, которых он в обход закона пристраивал продавцами в торговых рядах. Причем при полном одобрении администрации, с которой Гасанов по-братски делился доходами. Теперь он получил срок.

    Коррупционные связи криминала с администрациями рынков стали явлением повсеместным. Поэтому контроль за торговлей на рынках велся формально. Отсюда и масштабные нарушения: торговля пиратским товаром, неуплата налогов, сокрытие выручки, всевозможные поборы, в том числе и организованные хитроумными способами.

    Широкое распространение, например, получила схема, в которой ключевая роль отводится страховым компаниям. Вместо того, чтобы платить официальную аренду, торговцев на рынках фактически втягивают в преступные схемы по отмыванию денег. Как правило, через охрану их заставляют заключать договора добровольного страхования гражданской ответственности. При этом деньги принимаются якобы агентами страховой компании, которые фактически являются кассирами на рынках. Взамен арендатор получает договор и страховой полис. По условиям договора он обязан ежемесячно выплачивать в страховую компанию премии от 500 до 10 тысяч долларов в рублевом эквиваленте, в зависимости от размеров арендуемой площади. Деньги обналичиваются через подставные фирмы и на 85 процентов попадают к хозяевам рынка, остальное идет в счет оплаты услуг. Понятно, что все эти незаконные поборы продавец приплюсовывает к цене товара. А в итоге за махинации расплачивается покупатель.

    Такие схемы сокрытия доходов широко использовались в Москве. Не последнюю роль в них играли банки, которые и владеют такими лжестраховыми компаниями. Отмывка денег для них - основной бизнес. Непосредственно страхованием они практически не занимаются. Их клиентами можно стать только по рекомендации. Безусловно, новый закон оздоровит ситуацию на потребительских рынках. Теперь половина мест будет отводиться непосредственно производителям. А это значит, что товары станут доступнее, и, хочется верить, качественнее.

    С 11 апреля вступает в силу Закон "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс РФ". Но он, к сожалению, не решает всех проблем.Рыночное законодательство надо совершенствовать. Прежде всего в интересах простых граждан, которые, приходя на рынок, должны чувствовать себя защищенными от криминала и нечестных торговцев.

    Так, МВД предлагает поломать систему, когда федеральные чиновники из контролирующих структур и сотрудники правоохранительных ведомств ничем не рискуют, пренебрегая своей обязанностью проверять торговые точки. Этот контроль возложен на местные власти, но они, как показала практика, справляются с этой задачей неважно. В той же Москве милиция может привлекать к ответственности лишь тех, кто торгует с рук "в неустановленных местах". На рынки ей путь по непонятным причинам заказан.

    Предлагает милиция и рецепт борьбы с дороговизной некоторых рынков. В Уголовном кодексе есть статья 178. Она предполагает наказание за установление на рынке монопольно высоких цен и недопущение на него конкурентов. Казалось бы, в наших условиях она должна работать постоянно. Но, увы, это не так. Дело том, что ее можно применять лишь в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Ни тех, ни других среди незаконных мигрантов, стоящих за прилавками, нет по определению. Кроме того, для возбуждения уголовного дела нужно, чтобы минимальный ущерб, причиненный в результате сговора, был не меньше одного миллиона рублей. А это весьма внушительная сумма.

    Похожая ситуация сложилась и со статьей 204 УК РФ - коммерческий подкуп. История - типичная для потребительских рынков. Однако возбуждать по ней уголовные дела можно лишь в отношении генеральных или коммерческих директоров и главных бухгалтеров. А таковые есть далеко не везде. В регионах очень часто рынками управляют индивидуальные предприниматели. Вот и получается, что когда такой управленец берет на лапу - это уже не взятка, а коммерция.

    Обсуждалась в недрах министерства внутренних дел и идея о возвращении в УК РФ ответственности за обвес или обсчет покупателей. Но впоследствии от нее пришлось отказаться в связи с тем, что Россия готовится к вступлению в ВТО. Как нам сказали в МВД, в Европе за это не сажают. Нужно искать другие рычаги эффективного воздействия на жуликоватых продавцов. К примеру, вернуть существовавшую некогда торгинспекцию, предоставив ей соответствующие полномочия.

    Также предлагается передать мелкооптовые и розничные продовольственные рынки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, в управление потребительским кооперациям. Это, как считают в МВД, позволит вытеснить с них ненавистных всем посредников и повысить конкуренцию. А в конечном итоге - сбить цены.

    Поделиться