06.02.2007 00:10
    Поделиться

    Евгений Писарев - журналист с хищным глазомером

    Собственный корреспондент "Российской газеты" показал свои фотоработы тамбовчанам

    Краснощекая масленица. Фото: Евгений Писарев.Он никогда не величал себя профессиональным фотографом, хотя и в его трудовой книжке есть запись "фотокорреспондент". Но в выборе между "лейкой" и "блокнотом" он решительно и бесповоротно избрал блокнот – не расставшись при этом с фотокамерой, позволяющей ему добавлять дополнительные краски в свои репортажи. И без этого необходимого дополнения к репортерской амуниции он до сих пор чувствует себя неуютно.

    Его черно-белые фотографии двадцати- и тридцатилетней давности не вызывают бурных восторгов, но заставляют улыбнуться, взгрустнуть и задуматься. Их можно, пожалуй, сравнить с выдержанным вином – но только не с коллекционным, марочным, рассчитанным на привередливого гурмана – а с добрым домашним: из подпола, в кувшине. Откуда же еще эти лица – старик с лихо закрученными усами (пойди найди такого сегодня!), вечные цыганята с любопытными просящими глазенками? Откуда же еще этот жирный чернозем, налипающий на сапоги? И – способность видеть в обычных, приземленных ситуациях красоту. Ту самую, которую рождает, говоря словами Осипа Мандельштама (он-то волей судьбы узнал, почем фунт чернозема…), "…не прихоть полубога, а хищный глазомер простого столяра".

    На двенадцатилетие – 48 лет тому назад – Жене Писареву подарили первую фотокамеру, любительскую "Смену". Без учителей и учебников, "методом тыка", изведя немало метров пленки и литров проявителя,  добился первого отпечатка, на котором можно было что-то разобрать. С тех пор и снимает. А тот давний подарок стал весомым аргументом в выборе судьбы будущего собкора "РГ", с младых ногтей мучительно выбиравшего между профессиями водолаза и журналиста. В результате в выборе он не ошибся – надводный мир оказался куда как интересней.

    Затем были два года заведования фотолабораторией в Тамбовском краеведческом музее ("Работа отнюдь не "лабораторная", – вспоминает Евгений, – приходилось много ездить по области с камерой в руках"), годы в "районке" – именно тогда ему дали ставку фотокорреспондента, в тамбовских изданиях. Ну а с 1992-го Писарев – бессменный собственный корреспондент "Российской газеты" на Тамбовщине, которую изъездил за эти годы  вдоль и поперек не по одному разу. С "лейкой" – роль которой исполнял простенький "Зенит" – и блокнотом. Как положено.

    – Когда мой – тогда четырехлетний – сын впервые попал ко мне в лабораторию, – вспоминает Евгений, – и увидел как на белом листе бумаги появляются контуры, то вполне обыденно сказал: "Так ведь это же чудо". Тогда я попытался объяснить ему нечто о свойствах серебра. А теперь я с ним согласен: это действительно чудо.

    И вот – юбилейная выставка, открытие которой прошло в конференц-зале Торгово-промышленной палаты Тамбовской области. В эти дни она переехала в Дом культуры завода "Октябрь". Фотоработы "районной поры" соседствуют с репортажными цветными зарисовками нынешнего времени. Жизнь без прикрас и ненужной в  случае Писарева символики: тамбовчане скорбят и радуются, протестуют и празднуют… Просто жизнь. Уходящая и вечная натура. Глазомер простого столяра. Улыбайтесь, плачьте, веселитесь – пиршество жизни останется на бумаге таким, какое есть. И ничего не убавить.

    Поделиться