Январь 2007 года не принес России макроэкономических сюрпризов. Более того, если смотреть только на цифры, то он в определенном смысле оказался даже успешнее января прошлого года. Совсем немного, но все же ниже оказалась инфляция - около 2 процентов по оценкам вместо прошлогодних 2,4 процента. Первые результаты конъюнктурных опросов показывают, что сокращение выпуска в промышленности в нынешнем январе оказалось гораздо менее значительным, чем в предыдущие годы. Правда, говорить о преодолении негативного тренда снижения темпов промпроизводства в IV квартале 2006 года еще определенно рано. В целом промышленность показала себя в 2006 году слишком слабо, чтобы можно было говорить о возрождении позитивных тенденций в нынешнем году. Тем более что разногласия среди чиновников и экономистов как в оценках самой динамики промышленности, так и ее направленности остаются.
Четыре врага экономики
Но вернемся к январю. Согласно данным январского конъюнктурного опроса Института экономики переходного периода (ИЭПП), восстановление во второй половине января привычных погодных условий и уже накопленный опыт сглаживания негативных последствий длительных новогодних праздников позволил большинству российских предприятий и всей промышленности в целом достичь в январе существенных положительных результатов.
Напомним, что, как уже говорилось, официальные итоги декабря и всего 2006 года не оправдали надежды аналитиков и чиновников. По данным Росстата, в 2006 году российская индустрия произвела лишь на 3,9 процента товаров больше, чем в предыдущем году.
Результат 2005 года был немногим выше - 4 процента. Минэкономразвития же ожидало, что промпроизводство по итогам года вырастет на 4,6 процента. Картину, подчеркивается в бюллетене ИЭПП, испортил декабрь. В последнем месяце года индустрия, по оценке Росстата, выросла всего на 1,9 процента по сравнению с декабрем 2005 года. На этот раз подвела отечественную промышленность необычно теплая погода, из-за которой производство электро- и теплоэнергии, газа и воды упало на 4,4 процента. В январе-феврале 2006 года аналогичные проблемы возникли у промышленности из-за аномально холодной погоды. Но тогда, естественно, "пострадали" другие отрасли.
То есть, как обычно, главными врагами российской экономики остаются весна, лето, осень и зима.
Потребители задают тон
Исследование ИЭПП в очередной раз показало, что отечественную индустрию поддерживают потребители.
Спрос на промышленную продукцию "просел" в январе очень незначительно. Согласно расчетам руководителя опроса Сергея Цухло по исходным, то есть неочищенным от сезонного фактора данным, темп снижения спроса составил только -7 балансовых пункта. Тогда как в январе 2006 года этот показатель достигал -24, а в январе 2005 года -26 балансовых пунктов. После исключения сезонности динамика спроса продемонстрировала впечатляющий рост: +21 пункт, что является абсолютным рекордом всего периода мониторинга ИЭПП этого показателя с 1993 года. В результате в январе 68 процентов российских промышленных предприятий оценили объемы своих продаж как нормальные. Этот показатель также является абсолютным рекордом всего периода мониторинга. При этом, отмечается в докладе ИЭПП, в предыдущие годы удовлетворенность спросом в январе поднималась лишь до 47-48 процентов.
Аномально благоприятная для января динамика спроса избавила промышленность от необходимости резкого сокращения производства. Согласно данным С. Цухло, интенсивность изменения выпуска в начале года по исходным данным составила -3 балансовых пункта (в январе 2006 года -32, в январе 2005 года -30 балансовых пунктов). То есть производство, конечно, сократилось, но крайне незначительно по сравнению с аналогичными месяцами предыдущих лет. Очистка же от сезонности, подчеркивается в январском опросе ИЭПП, показала уже рост выпуска, причем рекордный. Темп роста выпуска в январе составил 40 балансовых пунктов, что выше декабрьского значения на 10, и выше предыдущего рекорда на 7 пунктов. Правда, еще раз подчеркнем, что динамика, получаемая в расчетах по данным конъюнктурных опросов, далеко не всегда подтверждается аналитическим выравниванием как индекса промышленного производства Росстата, минэкономразвития, так и в независимых макроэкономических прогнозах.
Прогноз в замкнутом круге
Между тем именно прогноз промышленной динамики является ключевым для российской экономики не только на 2007 год, но и на среднесрочную перспективу. И здесь, как уже отмечала "Российская бизнес-газета", среди отечественных и зарубежных экономистов пока преобладает почти повсеместный пессимизм. Во-первых, если исходить из того, что все трендовые прогнозы по промышленности показывают снижение темпов роста, то отчетные 3,9 процента за 2006 год делают перспективу 2007-2009 годов еще более мрачной.
Во-вторых, специалисты отмечают неудовлетворительную структуру инвестиций в российский основной капитал. Хотя они выросли в 2006 году на впечатляющие 13,5 процента, в общем объеме капиталовложений на долю обрабатывающей промышленности остается лишь 17,5 процента, а львиная часть идет, как уже говорилось, в торговлю и недвижимость.
В-третьих, и это, быть может, самое серьезное, в обрабатывающей промышленности не видно мощных научно-производственных и технологических заделов, а также источников, откуда они могут вдруг появиться. Если, скажем, автопром и другие отрасли, работающие на внутренний рынок, еще рассчитывают на иностранные инвестиции, то создание современных гражданских экспортно-ориентированных производств в обозримой перспективе России, прямо скажем, не светит. Конечно, с учетом емкости внутреннего рынка, это, может быть, и не выглядит трагично. Но тогда закономерно возникает другой вопрос: а что стимулирует расширение внутреннего спроса, кроме высоких цен на сырье и энергоносители, и как долго Россия на этот стимул может рассчитывать? Оптимистичный минфин в одном месте говорит об успехах российского ВВП, а в другом - без обиняков говорит, что у России через два-три года исчезнет активное сальдо торгового и платежного балансов. Которое, отметим, несмотря на все стерилизационные усилия финансового ведомства, и является главным стимулом внутреннего спроса. В этом замкнутом круге пока и пребывают все официальные экономические прогнозы: расчет на экспансию внутреннего спроса не подкрепляется расчетами его расширения за счет внутреннего производства.