Продавцы-иностранцы не спешат покидать российские рынки

Это не удивило: еще по своему журналистскому участию в разборе конфликтов между администрацией рынка, властью города и торгующим народом, которые случались здесь раз в несколько лет (то кассовые аппараты заставляли ставить, то куда-то переселяли с "наторгованных" мест), знаю, откуда изначально взялся основной контингент. Из школ, из других учреждений бюджетной сферы, с заводов - словом, оттуда, где основная профессия "отказалась" кормить. Этот "костяк" со временем обрастал курским же пополнением: родственники ставили к прилавку родственников, знакомых...

Мои предположения о том, что ужесточение законодательства по отношению к иностранным гражданам как торговцам на российских рынках для Курска пройдет совершенно безболезненно и даже незаметно, подтвердила Ольга Федерко - пресс-секретарь дирекции МУП "Курское городское торгово-производственное объединение" (кроме Центрального, в него входят еще два рынка в областном центре - Северный и в микрорайоне "Волокно"). Среди нескольких тысяч торгующих на Центральном рынке недавно насчитывалось 10 - 15 вьетнамцев, с которыми заключались договоры и, значит, проверялись соответствующие документы на право присутствия и работы, - документы были в порядке. Где они сейчас? Здесь. У многих уже давно семьи с русской "составляющей" и, соответственно, даже гражданство. Кто-то, может, уедет (если документы не будут соответствовать новым правилам), но в основном просто больше не приедут в Курск те, кто приезжал торговать временно. На Северном рынке "иностранный легион" составлял, по данным той же дирекции, 10 - 15 процентов всего контингента. Это узбеки с обувью, майками-кепками и подобным тому товаром на прилавках (товар этот берут, потому что он дешев). Но и здесь много "переженившихся" и "обрусевших" до состояния российского гражданства.

Больше всего я боялся не увидеть на Центральном рынке кореянки Бэлы, у которой всегда покупаю морковь (эта славная женщина знает, что мне надо перчить поострее и еще, продав стакан этой моркови, насыплет в кулек спаржи, грибов, рыбы - мол, угощаю!), - без нее рынок стал бы скучен. Бэла оказалась на месте и успокоила: она с семьей уже около 13 лет живет в Курске после Узбекистана и тоже давно россиянка по гражданству.

Цены тоже остаются стабильными. Мед у Александра и Людмилы (вторая моя постоянная точка покупок и наблюдения) продается по 90 рублей за килограмм - в Подмосковье, сам видел, он дороже в разы. Откормленного по-курски гуся (не меньше четырех килограммов!) мне предложили за 430 рублей - бери, мол, а то в выходные такой будет стоить 550! Закончу заметку - буду сало солить: не удержался и купил кусок прекрасного мясного подчеревка по 80 рублей за килограмм. А вообще сало стоит сейчас от 20 рублей и выше. Мясо (в будни оно тоже дешевле) продается так: окорок без костей - 160, с косточкой - 140, а шейка по 150. Брать не стал - получка еще не пришла.

С яблоками только проблема. В этом году их мало вообще (в краю знаменитой курской антоновки был неурожай), и цены, соответственно, выше прошлогодних. Есть и дороже, но слюна на них не течет - какие-то восковые, неживые. Аппетитные яблоки идут в основном по 35 рублей за килограмм. Я купил у бабы Дуси килограмм отличного "золотого ранета". "Наши, - сказала она, - обоянские". "А вот эти, - спрашиваю, - что рядом у вас лежат, из каких краев?" Баба Дуся честно призналась: "Эти молдавские".

Мне и в дирекции рыночной с улыбкой говорили, что бабушки курские тоже давно освоили дорогу на оптовый рынок и научились "специализироваться" на торговле без выращивания.

Цены в Курске, может, и подросли бы под разговоры об уходе с рынков "иностранного легиона", а в основном из-за растущих цен на энергоносители. Но их ограничивает другой и самый, как оказывается, надежный регулятор - тощий курский кошелек.

Виктор Чемодуров

"РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА"

КУРСК