08.02.2007 03:00
    Поделиться

    Павел Бородин: Наши народы все равно будут вместе

    Время доказывает жизнеспособность Союзного государства. Сегодняшнее союзное строительство не сводится только к политической и экономической интеграции. "Нас объединяет нечто большее, чем экономический, прагматический расчет. У нас общие исторические корни, общая культура", - так считает Государственный секретарь Союзного государства Павел Бородин.

    Наш разговор с ним состоялся по горячим следам - после новогоднего конфликта в сфере энергетики между Россией и Беларусью. Непростые переговоры завершились компромиссом для обеих сторон, но, к сожалению, хозяйственный спор не исчерпан, последствия случившегося еще предстоит проанализировать. И потому наш первый вопрос Павлу Павловичу:

    - Как вы определили бы нынешнюю переоценку экономических отношений между Россией и Беларусью? Как это отразится на перспективах союзного строительства?

    - Я выскажу свою точку зрения, отличную от той, что прозвучала во многих российских и белорусских СМИ в начале января. Никаким газо-нефтяным, пограничным, таможенным "войнам", никаким перепалкам и словесным дуэлям не перечеркнуть объективную реальность. А она такова: Союзное государство состоялось! Никаким конфликтам не разрушить наше сотрудничество на общее благо братских народов.

    Все мы родом не из инкубатора, а из реальной жизни. И хорошо помним, во всяком случае, многие помнят наше недавнее прошлое. Так вот, напомню скептикам: в Советском Союзе заводы выпускали ежегодно 12 миллионов телевизоров, в России их число сократилось до 800 тысяч. Сегодня, реализуя совместные программы, мы собираем 2,6 миллиона телевизоров. А еще в 1999-м ограничивались цифрой в 100 тысяч...

    Раньше мы производили 10 тысяч автомобилей, сейчас - 150 тысяч. Но это, скажете, механизмы, "железки". А люди? Напомню тем, кто забыл об армии безработных в начале 90-х годов. Ныне по союзному бюджету, который растет и достиг уже почти 4 миллиардов рублей, работают восемь тысяч предприятий России и Беларуси, давая рабочие места 330 тысячам человек. По межрегиональному сотрудничеству, добавлю, трудятся 5 миллионов граждан наших стран. Впечатляющие цифры? Вот что такое союзное строительство!

    Теперь, отвечая на ваш вопрос, задам свой участникам телевизионных и газетных "войн": как же мы можем оставить без работы, гарантированного заработка, гарантий для семьи, уверенности в завтрашнем дне те самые 8 тысяч предприятий, 330 тысяч плюс 5 миллионов честно и с пользой для общества работающих людей?..

    У России и Беларуси по сути единая экономика. Наш сосед 85 процентов комплектующих получает из России и столько же в процентах собранной техники возвращает нам. На российских, европейских дорогах - тысячи "МАЗов", собранных в Беларуси из российских деталей. Мы вместе сделали суперкомпьютер "СКИФ", входящий в сотню лучших мировых образцов. Разве такие примеры не свидетельствуют в пользу нашего объединения?

    Как говорил классик, политика - это концентрированное выражение экономики. Сегодня пришло время принимать политические решения: тут и референдум, и Конституционный Акт, и выборы легитимного парламента, делегирование полномочий... Без нормативной базы ни одно государство, в том числе Союзное, не строится.

    - Тем не менее переход на новые рыночные отношения отразится на реализации совместных программ, решении социальных вопросов, в целом на интеграции?

    - Тут я вижу несколько аспектов. Нам всем и России, в частности, следует, на мой взгляд, учитывать одно обстоятельство. Если уж российскую цену на газ мы держим на уровне 46 (сейчас 54) долларов за кубокилометр, а за рубежом "голубое топливо" продается уже по 600 - 1200 долларов, то кто нас с такой себестоимостью пустит в ВТО? Никто не пустит. Тут надо приводить в порядок собственную ценовую, финансово-кредитную политику. Требуя с соседа, следует сначала навести порядок в собственном доме.

    В нашем родном Отечестве всего в достатке - недра, лесные, водные ресурсы. В России 17 миллионов квадратных метров территории. А народ живет пока плохо. Возьмите историю. В прошлом веке, в 30-е годы, американский президент Рузвельт в тяжелейший для страны период нашел необходимые точки роста - дорожное строительство. За несколько лет Соединенные Штаты опоясали тысячи километров дорог. Программа занятости для миллионов людей была выполнена. Что нам мешает взяться за подобные проекты?

    - Павел Павлович, знаю ваше любимое детище - евразийский транспортный коридор, глобальный проект для социально-экономического развития Союзного государства...

    - Спасибо. Я не устаю агитировать за транспортный коридор. Ведь сухопутный маршрут из Азии в Европу через Россию и Беларусь намного быстрее и экономически выгоднее, чем морской. Географическое положение России и Беларуси уникально. Только у нас есть возможность дотянуть транспортные коммуникации до территории Японии и США и связать эти страны с Западной Европой.

    Сегодня товарооборот между Азией и Европой составляет 600 миллиардов в год, в том числе между Юго-Восточной Азией и Европой - 250 миллиардов долларов. Трансевразийский коридор позволит получать до 25 миллиардов долларов прибыли в год от транзита. Сейчас прибыль от транзита грузов по Транссибу составляет всего один миллиард долларов, что в 15 раз меньше, чем в советские времена.

    Как представляется, трансевразийский транспортный коридор должен стать многопрофильной коммуникационной системой, включающей автомагистраль, железную дорогу, продуктопроводы, системы энерготрафика и телекоммуникационные каналы. Проект должен быть сопряжен с созданием вдоль трассы современной мощной телекоммуникационной сети. Создание такой транспортной системы обеспечит не только масштабный экономический эффект на длительную перспективу. Реализация проекта даст стимул развитию инфраструктуры на всем протяжении трассы и позволит создать рабочие места для 1,5 миллиона белорусов и 15-20 миллионов россиян.

    - Транспортный коридор мог бы стать полноценным союзным проектом, как и многие из тех совместных программ, о которых из номера в номер рассказывает газета "СОЮЗ"?

    - Разумеется. Ведь совместные программы занимают особое место в создании Союзного государства. В ходе их реализации повышается степень интеграции наших экономик, повышается их конкурентоспособность, решаются задачи создания новых видов продукции и технологий, укрепления обороноспособности и безопасности, координации внешнеполитической деятельности, при этом решаются социальные и иные задачи. В выполнении союзных программ прямо или косвенно задействованы десятки предприятий, миллионы людей, то есть благодаря союзному бюджету создаются условия для обеспечения наших граждан работой и зарплатой.

    Всего с момента подписания Договора о создании Союзного государства было завершено выполнение 12 промышленных программ. В их реализации участвовали сотни белорусских и российских предприятий. Напомню, по оценке специалистов, благодаря союзным программам было создано или сохранено около 5 миллионов рабочих мест на предприятиях - участниках совместных программ. Уже одна эта цифра говорит о том, какой мощный социальный эффект они дают.

    В настоящее время реализуется 13 союзных программ, более 10 программ находится в стадии разработки. Кроме того, из бюджета ежегодно финансируется свыше 20 союзных мероприятий. В нынешнем году запланировано выделить на союзные программы, подпрограммы и мероприятия более 80 процентов от всех расходов бюджета. В том числе на программы - около 1,7 миллиарда рублей и на мероприятия - 767,5 миллиона рублей плюс 480 миллионов рублей на частичное возмещение процентов по кредитам, привлекаемым предприятиями-участниками в целях реализации программ.

    Пользуясь случаем, скажу несколько слов об отдельных союзных программах. Например, в реализации программы развития дизельного автомобилестроения участвуют 18 предприятий, на которых трудятся более 65 тысяч человек, плюс десятки предприятий-смежников. На первом этапе этой программы отечественное автомобилестроение получило свой дизель стандарта Евро-2, к 2008 году будет запущен в производство дизель, отвечающий требованиям Евро-3, а к 2010-му - Евро-4.

    - Какие проблемы мешают увеличению числа и повышению эффективности союзных программ?

    - Количество союзных программ могло бы быть существенно больше. Например, для включения в союзный бюджет 2007 года было подано заявок на 51 программу, подпрограмму и мероприятие, в том числе на 13 новых программ. Однако большая часть заявок не дошла до финиша бюджетного процесса и не попала в бюджет нынешнего года. Причина - в длительной процедуре согласования в министерствах и ведомствах, недостаточной проработке материалов инициаторами программ, в слабой согласованности между разработчиками двух наших стран.

    Особую тревогу вызывает длительное согласование программ в различных инстанциях. Некоторые программы разрабатываются в течение трех - пяти и более лет. Например, программа по развитию станкостроения кочует по коридорам согласований с 2001 года.

    Постоянным Комитетом инициирована работа по совершенствованию порядка разработки и реализации союзных программ. Ныне действующий порядок был принят в 2000 году, он уже не соответствует национальному законодательству двух стран и не в полной мере отвечает потребностям союзного строительства. Проект дополнений и изменений порядка разработки союзных программ намечено рассмотреть на очередном заседании Совета Министров Союзного государства.

    Бюджетные средства, направляемые на реализацию союзных программ, необходимо расходовать эффективно. В настоящее время в основном реализуются научно-технические и производственные программы. Полагаю, необходимо инициировать в рамках Союзного государства разработку и принятие совместных программ, имеющих характер приоритетных проектов в сферах машиностроения, станкостроения, самолетостроения, автомобилестроения, жилищного строительства, агропромышленного комплекса и в других наиболее важных направлениях экономики. Кроме того, совместные программы должны быть увязаны с национальными государственными программами.

    - В числе приоритетных направлений - развитие социальной сферы, обеспечение реального равенства в правах граждан России и Беларуси...

    - Предпринимаются конкретные меры для обеспечение равенства прав граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства. Необходимо, чтобы права граждан России в Республике Беларусь и граждан Республики Беларусь в России обеспечивались на общих основаниях. Ведь это одна из самых чувствительных сфер нашего сотрудничества. Президентами наших стран неоднократно подчеркивалось: "Белорусы и россияне больше не иностранцы друг для друга".

    В этой сфере сформирована достаточно эффективная правовая база. Это Договор о равных правах граждан от 25 декабря 1998 года и межправительственное Соглашение об использовании миграционной карты единого образца от 5 октября 2004 года. В развитие этих нормативных документов 24 января 2006 года президентами России и Беларуси было подписано Соглашение об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств - участников Союзного государства. Значительно упрощен порядок получения разрешения на постоянное место жительство (вида на жительство). Кроме того, граждане освобождаются от обязанности регистрироваться в компетентных органах в течение 30 суток со дня приезда в страну.

    Однако вынужден отметить, что до настоящего времени Российской Федерацией не выполнены все необходимые внутригосударственные процедуры для вступления в силу этого соглашения.

    - Вернемся к теме, обозначенной в начале нашей беседы. Минск сегодня добивается того, чтобы Москва относилась к нему - в смысле цен на топливо - как к "своему" региону и в то же время постоянно напоминает о суверенитете Беларуси, необходимости его сохранения. На ваш взгляд, нет ли тут противоречия?

    - Я много читаю, знакомился и с решениями политбюро ЦК КПСС. В СССР было четыре недотационных республики: Россия, Казахстан (освоение целины здорово помогло), Азербайджан и Туркменистан (нефть, газ). Все остальные, включая Беларусь, получали солидные вливания. Какая тут связь с сегодняшним днем? Посмотрите на Европу - несколько десятков государств договорились. Мы по сути одна страна, говорим на одном языке, а договориться не можем. Тут надо четко понимать, что такое экономика, мировая экономика. С этой точки зрения, если ты говоришь о собственной "незалежности", то должен отдавать отчет: чтобы твоя страна жила нормально, ты должен делегировать полномочия Союзному государству.

    - Какой позитивный вклад в решение возникающих проблем, успешное продолжение союзного строительства могут внести Постоянный Комитет, Парламентское Собрание, союзные СМИ?

    - Прежде всего, отбросив эмоции, надо сесть за стол переговоров. Считаю, на ближайшем заседании Высшего Госсовета следует обсудить в деловой, конструктивной обстановке будущее Союза. Знаю, наши президенты умеют говорить и договариваться. Тема для обсуждения понятна - референдум, Конституционный Акт, делегирование полномочий, создание союзных органов власти и т. д. Внимания требуют и вопросы единой таможни, единой границы, финансово-кредитной системы и др.

    Я не раз говорил уже, повторю еще раз то, в чем убежден: Союзное государство - первый шаг по восстановлению постсоветского пространства. Сегодня на его просторах есть только три человека, которые поставили общие интересы своих народов выше, чем свои личные. Это Ельцин, Лукашенко и Путин. Создание Союзного государства - прежде всего в интересах наших народов.

    - И последний вопрос. Как вам кажется, пострадала ли репутация Союза от последних хозяйственных споров? Вы лично и ваши ближайшие соратники по-прежнему с оптимизмом смотрите в перспективы союзного строительства?

    - Тут, наверное, можно отвечать по-разному. Помните время, когда в России многие предприятия стояли, люди бастовали? Сейчас у наших граждан есть работа, надежда на будущее.

    Союзный бюджет за несколько лет вырос почти в десять раз. Заметно вырос товарооборот Беларуси и России. За 1995-2005 годы он увеличился с 5,2 миллиарда долларов до 15,8 миллиарда долларов - более чем в 3 раза. По итогам минувшего года мы достигли рекордного по объему взаимного товарооборота, который, по предварительным оценкам, составил около 20 миллиардов долларов. Беларусь входит в пятерку основных торговых партнеров России.

    Одним из важных направлений по развитию торгово-экономического сотрудничества между нашими странами является повышение эффективности прямых связей Беларуси с российскими регионами, которые развиваются быстрыми темпами. Если в 1997 году республика имела устойчивые экономические связи лишь с несколькими регионами России, то в настоящее время с 80 российскими регионами подписаны соглашения и протоколы в торгово-экономической сфере, в области науки, образования и культуры. Нормативно-правовая база сотрудничества Республики Беларусь и регионов Российской Федерации включает 188 соглашений, протоколов и программ.

    Не правда ли, впечатляющие цифры? Разве тут нет повода для оптимизма? Я уверен: что бы ни случилось, Россия и Беларусь, наши народы все равно всегда будут вместе. Ну не может быть такого, чтобы в наших отношениях что-то развалилось! Надеюсь, наши президенты, премьеры, парламентарии - того же мнения.

    На днях я участвовал в специальном заседании Совета Государственной Думы, посвященном дальнейшему сотрудничеству России и Беларуси, торгово-экономическим отношениям между нашими странами. Меня приятно удивило, что все без исключения депутаты - левые, правые, представляющие "Единую Россию", КПРФ, ЛДПР - говорили о необходимости дальнейшего добрососедского сотрудничества России и Беларуси.

    - Итак, Павел Павлович, что в "сухом остатке"? Можно ли повторить ваши слова, вынесенные в заголовок одного из материалов нашей газеты: "Все у нас получится"?

    - Именно так. Все у нас получится!

    Поделиться