Как износился фонд
"Старорежимными" домами заполнен практически весь центр Нижнего Новгорода. Жанровый диапазон - от купеческого ампира и позднего классицизма до рубленой топором избушки небогатого мещанина. И не каждой избушке было бы суждено дожить до начала XXI века, если бы не традиционно сильная активность нижегородских ревнителей старины - как в лице членов Всесоюзного общества охраны памятников истории и культуры, так и многочисленных неформальных и добровольных защитников исторического облика города. Их активность, помноженная на извечный дефицит жилья, во многом определила сегодняшний вид областного центра. Тот самый вид, впервые обозрев который новоназначенный губернатор Валерий Шанцев разочарованно заметил: "А я и не знал, что у вас тут такая деревня!".
К губернатору, по здравому размышлению, претензий быть не может никаких - он рассуждает не с эстетической, а с сугубо практической, административной точки зрения. У него нет и не может быть злобы на покосившиеся избушки и некогда претенциозные, а ныне осыпающиеся особняки купцов второй гильдии. Его задача - сделать так, чтобы люди не мерзли зимой, не мокли под дождем, чтобы жили на метраже хотя бы социальной нормы. Что для потомков ценнее, многочисленные памятники мещанской фантазии или возможность родиться и вырасти в нормальных домах и квартирах - не тот вопрос, который нам бы хотелось сейчас поднимать.
Второй класс ветхого фонда - двух-трехэтажные щитовые домушки первой трети прошлого века, с воспетыми Высоцким 38-ю комнатками и коридорной системой. История их нехитра: Нижний Новгород в период индустриализации и в еще большей степени после Великой Отечественной войны нуждался в привлечении рабочей силы как из области, так и из других регионов. Поскольку всех приезжих рабочих надо было где-то селить, в ряде районов города - Нижегородском, Автозаводском, Приокском, Канавинском - возникли компактные то ли поселки, то ли микрорайоны из натуральных бараков. Строчки из паспортов БТИ говорят сами за себя: года постройки - 30-50-е, степень износа - 70-90 процентов.
Сбой программы
При реальной потребности в 170 тысяч квадратных метров для целей расселения запланировано лишь 35 тысяч
Необходимость расселения нижегородцев, проживающих в ветхом фонде, осознавалась властью всегда. Как и объем средств, необходимый для "окончательного решения" проблемы. Теоретически старое жилье должно было расселяться за счет инвесторов, на конкурсной основе получавших право на застройку той или иной территории. Однако на практике стоимость расселения ветхих и аварийных домов - особенно с учетом их перенаселенности и не всегда адекватных требований проживающих там граждан - зачастую оказывалась неприподъемной. Известны даже истории, когда застройщик умудрялся выстроить новый дом вплотную к старому, с нарушением нормативной дистанции, после чего необходимость сноса исчезала, а шансы его жильцов на расселение падали до нуля.
Первым серьезным вариантом решения проблемы в постсоветскую эпоху стало принятие в 1998 году нижегородской муниципальной программы "Ветхий фонд". Согласно ее условиям, жилец ветхого или аварийного строения получал право на льготное приобретение нового жилья - с уплатой от 30 до 70 процентов, в зависимости от суммарного дохода на члена семьи. При этом старое жилье подлежало передаче в муниципальную собственность, а затем сносу либо переводу в нежилой фонд. Программа реально работала, однако панацеей все же не стала в силу имущественного расслоения населения: те, у кого была возможность "наскрести" 70 процентов от цены новой квартиры, давно уже взяли кредиты, залезли в долги, но решили вопрос самостоятельно. Граждане с более низкими доходами не могут позволить себе уплату даже 30 процентов от стоимости, поскольку необходимых личных сбережений зачастую не имеют, а рассчитывать на кредит им не приходится. Тем не менее, в течение 2006 года по этой программе было расселено 459 семей.
Пойдут по этапу
О своем намерении добиться расселения ветхого фонда губернатор Шанцев заявлял едва ли не с первых дней своей работы. На сегодняшний день известно, что правительство Нижегородской области к 2010 году намерено ликвидировать ветхий фонд Нижнего Новгорода на 63 процента. В начале февраля 2007 года была одобрена программа поэтапного расселения. Правда, не обошлось и без казуса, когда на заседании коллегии министерства жилищной политики и жилищного фонда губернатор пригрозил двум профильным министрам наказанием. Неожиданно обнаружилось, что при реальной потребности в 170 тысяч квадратных метров для целей расселения запланировано лишь 35 тысяч. Немудрено, что программа подверглась серьезной корректировке. "Арифметика очень простая - площадь планируемого к расселению ветхого фонда нужно умножить на 1,5 и строить именно столько жилья под снос ветхого фонда", - учил глава региона подчиненных.
Впрочем, у администрации города есть собственное видение проблемы. По мнению директора департамента экономики, планирования, промышленности и предпринимательства администрации Нижнего Новгорода Алексея Янченко, устранить ветхий фонд областного центра удастся к 2012 году, а темпы ликвидации морально и материально устаревшего жилья, задаваемые правительством области в рамках национального проекта "Доступное и комфортное жилье" - 18 процентов в год - город не устраивают. Поэтому депутаты Думы Нижнего Новгорода приняли адресную программу сноса и реконструкции ветхого фонда. Согласно документу, дома, являющиеся архитектурными и историческими памятниками, снесены не будут, а подвергнутся реконструкции. Правда, сроки реализации программы остаются открытыми. Тем не менее, вместе с указанием реальных сроков у жильцов многострадальных домов-развалюх вновь появилась надежда. Может быть - последняя.
Наша справка
По состоянию на 1 января 2006 года в Нижнем Новгороде насчитывается 326 тысяч квадратных метров жилья ветхого фонда, в котором проживает 7,2 тысячи человек. Наибольшая часть ветхого фонда приходится на малоэтажные (до 4 этажей) дома. Средний показатель изношенности домов городского ветхого фонда - от 65 процентов. На реализацию проекта "Ветхий фонд" администрация Нижнего Новгорода в 2007 году намерена направить более 325 миллионов рублей.