России и Казахстану удалось сохранить общее культурное, языковое и образовательное пространство. И в этом немалая заслуга их лидеров, но не только. Сторонников российско-казахстанского сближения немало в обеих странах. Например, сотрудники православного благотворительного общества развития образования и культуры Казахстана помогают казахстанским юношам и девушка получить высшее образование в России. На вопросы корреспондента Центрально-Азиатского представительства "Российской газеты" отвечает руководитель общества Алексей Лобанов.
Российская газета | Алексей Викторович, что означает слово "православный" в названии вашего общества? А если к вам за помощью обратится мусульманин или иудей – откажете?
Алексей Лобанов | Конечно же, нет. Это лишь дань уважения к личности архиепископа Алма-Атинского и Семипалатинского Алексия, который много лет назад поддержал нашу идею. Сейчас он живет в Туле, возглавляет там местную епархию. Но постоянно интересуется нашими делами. Признаюсь, в начале 90-х годов прошлого века, когда большинство русских в Казахстане испытывали неуверенность в завтрашнем дне и "чемоданные" настроения, нам очень помогла поддержка архиепископа. К счастью, нашлись энтузиасты, которые сами себе сказали: "Стоп! Мы здесь родились и никуда уезжать не собираемся. Мы хотим сохранить добрые, открытые, веками проверенные отношения между двумя народами".
РГ | А под силу это простым людям, не облеченным властью?
Лобанов| Время подтвердило нашу правоту. Мы не ходили на митинги, не подписывали петиций и обращений. Просто работали. Занялись тем, что восстановили отношения с российскими вузами, заключили договора о сотрудничестве. Сейчас у нас 40 таких соглашений. Сразу скажу, что свою деятельность мы осуществляем в полном соответствии со стандартами, разработанными министерством образования и науки Казахстана.
РГ | Как это выглядит на практике?
Лобанов| В собственном учебно-методическом центре мы готовим всех желающих для поступления в российские вузы. К нам приезжают преподаватели из того или иного учебного заведения соседней страны. Они проводят олимпиады по самым разным дисциплинам. Тетради с выполненными работами запечатываем в конверты с определенным кодом. Их проверяют уже в России. Есть хорошая пословица: "Дома и стены помогают". До 80 процентов претендентов проходят это испытание успешно, их без экзаменов зачисляют в российские вузы.
РГ | Так просто?
Лобанов| Разумеется, эта простота кажущаяся. Представляете, сколько звонков надо сделать, сколько времени и средств затратить на командировки, чтобы связать воедино все "ниточки". Начинали мы с Томска и Новосибирска, с тех учебных заведений, где с традиционным уважением относятся к достижениям казахстанской школы. Позже в списках наших партнеров появились вузы Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Челябинска, Самары, других российских городов. Мы создали 10 филиалов по всей республике. И они самостоятельно выбирают партнеров. Скажем, школьники из Восточного Казахстана стремятся учиться в вузах Алтая и Барнаула, а выпускники кустанайских и петропавловских школ тяготеют к Омску, Кургану, Тюмени и Новосибирску.
Долго от контактов "уклонялась" Москва. Это и понятно, у Белокаменной выбор богатый. Но и она "сдалась": мы подписали договор с Российским университетом дружбы народов, который теперь охотно принимает на учебу казахстанских абитуриентов.
РГ | Вас не упрекают в том, что вы "импортирует мозги" в Россию? Создаете привилегированные условия русским соотечественникам?
Лобанов| Без таких упреков не обходится. Но мы к полемике готовы. Во-первых, в православном обществе не делают предпочтений по национальному признаку. К нам обращаются не только русские ребята, но и казахи, татары, корейцы, немцы – представители практически всех национальностей нашей страны. Во-вторых, примерно 30 процентов выпускников российских вузов возвращаются в Казахстан, где их с удовольствием принимают на работу в самые известные компании и фирмы. Наконец – хотим мы этого или нет – мир становится глобальным. Народная мудрость "где родился, там и пригодился" на представителей поколения "next" особого впечатления не производит.
РГ | А как относится к вашей деятельности матушка-Россия?
Лобанов.| Я помню время, когда мы казались сами себе наивными Дон Кихотами. А России-матушке, как вы выразились, не было никакого дела до своих сынов и дочерей за ее рубежами. Сейчас ситуация в корне изменилась. В прошлом году я принимал участие во всемирном Конгрессе соотечественников в Санкт-Петербурге. После выступления был приглашен в Кремль, на прием по случаю Дня народного единства, который теперь будут отмечать 4 ноября. Удостоился чести сидеть за одним столом с Владимиром Владимировичем Путиным. Президент держался просто и естественно, спрашивал о положении русских. Видимо, ему нужна была информация "из первых уст". Кроме меня за этим столом оказались представители русских диаспор из Украины, США, Беларуси…
К слову, в нашем Казахстане вторая по численности русская диаспора – после Украины. Меня выдвинули в координационный совет соотечественников, который должен поддерживать связь с российским правительством. Кстати, если в 2006 году на нужды соотечественников в Казахстане Россия выделила 30 миллионов рублей, то в этом году планируется уже 350 миллионов. Эти средства пойдут на самые разные нужды, в том числе и на образование. Полагаю, что опыт нашей организации может оказаться полезным и для других стран.
Беседовал Юрий Киринициянов
Справка "рг"
Ежегодно по системе православного благотворительного общества развития образования и культуры Казахстана проходят обучение 350 молодых людей. За 13 лет высшее образование в России по направлению общества получили более 5 тысяч человек. Большой популярностью у казахстанцев пользуются летние математические лагеря на Иссык-Куле, где одаренным подросткам со всего Казахстана читают лекции профессора российских вузов.