К озеру лебедей влечет незамерзающая, кристально чистая вода. На берег они почти не выходят. Берег грязный, да и никто не гарантирует птицам полной безопасности. Бывали случаи, когда лебедей отстреливали ради забавы.
- Плохая это примета, - говорит чоктальский пенсионер Океш Мамыров. - У киргизов есть поверье: лебедя убьешь - жди смерти кого-то из близких.
Аксакал сетует на безобразное отношение к озеру и его уникальной красоте. "Посмотрите, сколько мусора кругом, осколки стекла, банки из-под пива и кока-колы, пластиковые бутылки! Удивительно, что лебеди все еще прилетают сюда из года в год". Эти слова умудренного жизнью человека невольно навели на мысль: вот и туристы, как белые лебеди, слетаются в Киргизию скорей по привычке, чем в силу благоприятных условий.
По данным маркетинговых исследований за прошлый год, к концу 2006 года общее число туристов, побывавших на киргизских курортах, составило более 1 миллиона человек. Более половины из них - граждане Казахстана, пятая часть - россияне. На долю туристов из дальнего зарубежья пришлось всего около одного процента. При этом туристы из СНГ тратят в Киргизии в полтора раза больше денег, чем гости из дальнего зарубежья.
Из года в год туризм в Киргизии называют одной из приоритетных областей экономики. Всевозможные чиновники разрабатывают стратегии, озвучивают программы, выносят резолюции. Не раз и не два доносилось с высоких этажей, что туризм в Киргизии должен быть особого свойства - элитный.
В то же время в 2006 году эксперты отметили снижение затрат туристов из дальнего зарубежья по сравнению с предыдущими сезонами. В последнее время из Франции, США, Германии и других богатых стран в "страну высоких гор и голубых озер" - а подобную лестную характеристику можно прочесть в любом рекламном проспекте - приезжают только любители экстремального туризма, то есть те, кто готов морально и физически терпеть отсутствие элементарных удобств ради красот киргизских гор. Они предпочитают тривиальные палатки так называемым "элитным" отелям, уровень сервиса которых ниже всякой критики.
Тут бы киргизским властям всерьез задуматься: что именно отпугивает богатеньких иностранцев - жителей развитых капстран, которых удается встретить на туристских маршрутах все реже и реже? Чего не хватает Киргизии для ощутимых сдвигов в развитии туризма, не говоря уже об элитарности туристических услуг? Увы, пока слишком многого.
Не будем ханжами: впечатлений лишь от одного посещения туалета в международном аэропорту "Манас" (как следует из тех же проспектов - "главных воздушных ворот республики") вполне достаточно, чтобы раз и навсегда отвадить любого цивилизованного человека от воздушного путешествия в "страну небесных гор". А ведь европейцы и американцы в своих стремлениях приобщиться к красотам Киргизии предпочитают именно этот способ: прочие гости из СНГ могут и на поезде, и на собственном авто прикатить. Кстати, их как раз запахом уборной не испугаешь. Однако ответственные лица, прежде чем навести элементарный порядок, пардон, в сортирах, предпочитают с высоких трибун разглагольствовать об элитном туризме. Сию деликатную тему можно бы продолжить на всем пути предполагаемого следования гипотетических "элитных" туристов: достаточно зайти в любое придорожное (да что там - в любое столичное!) кафе и проследовать за дверь со схематическим изображением дамы или джентльмена…
Как сказал недавно, комментируя итоги туристического сезона-2006, замминистра промышленности, торговли и туризма Киргизии Турусбек Мамашов, в процесс заметного снижения числа элитных туристов из развитых стран свою лепту вносят местные гаишники и таможенники. "Наши гости из-за рубежа постоянно жалуются на чиновников, облеченных властью, которые грубо нарушали свои служебные полномочия. А о качестве автомобильных трасс можно говорить только со слезами на глазах", - отметил замминистра. Первое в сочетании со вторым создает киргизскому туризму наихудшую "рекламу".
Далее, по словам Мамашова, в разгар минувшего туристического сезона на Иссык-Куле даже в центре Чолпон-Аты ощущалась резкая нехватка чистой водопроводной воды. Изношенная канализационная система лишь чудом не дала серьезных сбоев.
- Чего нам, киргизстанцам, остро не хватает, так это самокритики, - полагает владелица небольшого частного пансионата Вера Панина. - Мы так довольны собой, привыкли считать, что у нас, дескать, уникальная природа, поэтому сюда просто обязаны приезжать толпы туристов и выкладывать большущие деньги. Между тем, "элитными" в Киргизии туристической можно пока назвать только цены.
- Успешный туризм, поверьте, можно делать и на берегу ручья, - продолжает Панина. - Он зависит в значительной степени не от глубины ручья, а от того, какого уровня сервис ждет туриста в отеле с видом на ручей.
В качестве примера Вера привела такие страны, как Словения и Хорватия, где сама побывала не раз в качестве туристки. По сути, обе страны не производят ничего, кроме овощей. Все необходимые товары - от одежды до автомобилей - импортируют. Бюджетообразующей отраслью является туризм. Его нуждам подчинен малый и средний бизнес, все госпредприятия и даже фермерство. Летом отели полны желающих полюбоваться живописными альпийскими лугами и озерами или поваляться на пляжах Адриатики. Распространенные профессии словенцев - гид-экскурсовод, переводчик или
ремесленник, штампующий сувениры. Зимой озера превращаются в катки, предгорья полны лыжников, а лодочники меняют свое амплуа на инструкторов по зимним видам спорта. В результате маленькие постюгославские государства медленно, но верно приближаются к странам с развитой экономикой.
Однако вернемся к киргизским красотам. Вернее, к их обрамлению.
По мнению многих местных туроператоров, прежде всего, Киргизия недостаточно известна в мире. Неразвита транспортная и информационная инфраструктура, что обуславливает низкий уровень сервиса. Отпугивает потенциальных туристов уличная преступность. В числе первопричин, сдерживающих развитие отрасли, можно назвать и недостаточный объем инвестиций в туристический бизнес. Например, если в соседнем Казахстане в год на развитие туризма из госказны выделяется 14 миллионов долларов, то в Киргизии - всего 100 тысяч.
Порой создается впечатление, что государство и частный сектор перекладывают друг на друга обязанности по развитию туризма. Государство сетует на слабое усердие туроператоров, а те, в свою очередь, клянут безобразные дороги. Между тем, государству действительно необходимо усилить свою контролирующую роль в такой стратегической отрасли, каковой может стать туризм для горной республики. В самом деле, не должен в отелях с европейскими ценами работать персонал, не обученный элементарной вежливости и дисциплине. Нельзя позволять всем без исключения точкам общепита продолжать работу, пока не их хозяева не приведут бизнес в соответствие с санитарными нормами. Когда же в сфере услуг будет наведен элементарный порядок, тогда можно будет подумать о туризме как о реальной отрасли экономики, а для многих и многих иностранных гостей, съезжающихся в Киргизию со всего света, эти визиты не станут прощальной "лебединой песней".
…Старик Океш проводил взглядом из-под ладони взлетающую с водной глади иссык-кульского залива пару белоснежных птиц. "Весна не за горами, подадутся лебеди в жаркие страны, - промолвил аксакал. - А нам к лету ох как много поработать придется, чтобы хоть берег очистить".