08.02.2007 01:30
    Поделиться

    Средний Урал теряет деревни и села

    - Юридическое оформление ликвидации муниципальных образований обусловлено их фактическим отсутствием, - рассказала депутат облдумы Галина Артемьева. - В этих поселках и деревнях давно никто не живет, что по закону является основанием для официальной ликвидации…
    Процесс стирания с карты региона названий деревень, сел и поселков начался не сегодня и даже не вчера. Идет он вот уже около 40 лет, и за это время с лица уральской земли исчезло, как считают специалисты, примерно 800 населенных пунктов.

    Старшее поколение наверняка хорошо помнит широкомасштабную ликвидацию в 60-70­х годах прошлого века так называемых неперспективных сел и деревень. Среди них тогда оказалось больше четверти сельских населенных пунктов бывшего Союза. Жителей фактически насильно перевозили в перспективные, по разумению чиновников, поселения. Последние, согласно догмам плановой экономики, искусственно укрупнялись за счет исчезновения иногда с многовековой историей деревень. Людей фактически депортировали, и это было настоящей жизненной драмой.

    Драматичен и нынешний исход людей из родных мест. Существует такая статистика: за годы горбачевской перестройки до 1991 года с карты Среднего Урала исчезло четыре десятка населенных пунктов, а затем - еще 80. И если обитателей неперспективных сел в свое время вместе со скарбом грузили на транспорт и перевозили в другое место, давая им работу и жилье, то нынче люди сами уходят из родных мест практически в «никуда». Им никто не предлагает ни квартиры, ни работы, но и оставаться нельзя из­за полной безнадеги.

    Жители сел­деревень, рабочих поселков и маленьких городков испокон веку занимались сельским трудом или работали зачастую на единственном во всей округе промышленном предприятии. Что стало с сельским хозяйством за годы радикальных экономических реформ - известно. Оно никак не оправится от кардинальных перемен. А второй жертвой в отдельно взятой Свердловской области наверняка можно считать поселки, население которых было занято на лесоперерабатывающих производствах. Леспромхозы приказали долго жить, и людям просто негде стало добывать хлеб насущный. В такой драматической ситуации оказались поселки и села северо­восточной части Свердловской области: Ивдельского, Серовского, Гаринского, Таборинского, Тугулымского районов. В здешних суровых местах сельское хозяйство, которое всегда было низкопродуктивным, без господдержки сразу же пало. Да, леса тут много. Но его стали рубить кто и как попало, вывозя так называемым кругляком. Местные пилорамы оказались не у дел.

    Ставшие безработными вчерашние колхозники и лесопереработчики в поисках работы начали перебираться в райцентры, города покрупнее, вплоть до административного центра области Екатеринбурга. Можно представить положение тех, кто остался жить уже в не умозрительно, а по­настоящему неперспективных деревнях и поселках. От голодной смерти спасают личные подворья. Люди спиваются и быстро оказываются на погосте… Так возникает основание для очередной корректировки карты области народными депутатами.

    - Настало время предметно заняться развитием каждого конкретного села, деревни, чтобы их жители почувствовали заботу государственной власти, - поставил задачу на недавней рабочей встрече с членами регионального правительства губернатор Свердловской области Эдуард Россель. - Необходимо продумать систему стимулирования экономической активности селян…

    По мнению губернатора, проблема должна решаться в комплексе. То есть одновременно со стимулированием экономической активности остатков местного населения властям необходимо озаботиться восстановлением сельскохозяйственного и промышленного производства, газификацией сел и деревень, обустройством сельских дорог. Словом, созданием условий для цивилизованной жизни, от которой уже никто не захочет бежать куда глаза глядят. Жаль, что все это не делалось годы назад, когда на карте еще значились и были живы десятки ныне упраздненных поселков и деревень.

    Поделиться